Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "технопарки в россии". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.
Современный технопарк – это зонтичная структура, точка роста для экономики региона. Перечень в 2016 году насчитывает 107 действующих и создаваемых технологических площадок в 40 субъектах РФ.
По итогам 2016 года количество действующих технопарков в России достигло 86, и еще 21 – на этапе создания. Рост числа «спецплощадок» обусловлен государственной поддержкой, направленной на стимулирование производства новых видов высокотехнологичных продуктов.
Технопарк – это управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению его резидентов (ГОСТ Р 56425 – 2015).
Крупные технологические площадки, способные удовлетворить потребности не только небольших фирм, но и масштабных проектов среднего и крупного бизнеса, относят к технополисам.
Технопарки и технополисы России получили новый толчок развития в конце первого десятилетия двухтысячных. Именно такой формат обеспечения условий для создания и роста высокотехнологичного производства посчитался наиболее эффективным и получил господдержку, в том числе в рамках Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года.
Объем субсидий паркам и регионам на возмещение капзатрат по возведению инфраструктурных объектов технологических площадок в 2016 г. составил 4,6 млрд руб.
В современной экономике технопарк, прежде всего, это точка роста инновационного производства. Конечная цель – рост благосостояния региона через создание площадок для разработки и вывода на рынок новых высокотехнологичных продуктов.
Специализированная площадка создает активную бизнес-среду за счет двух факторов:
- объединение академической науки, исследовательских и промышленных комплексов, бизнеса (в том числе стартапов), инвестиционных компаний и государства;
- предоставление необходимой инфраструктуры и услуг.
Таким образом, начинающие компании получают доступ к техническим, научным, финансовым ресурсам и квалифицированным кадрам, а государство – импульс развития в сфере новых технологий.
Современные технологические площадки являются «зонтичными» структурами – представляют собой организацию, при поддержке («покровительстве») которой развиваются другие, часто более мелкие структуры. Технопарки под своим «зонтом» обеспечивают развитие начинающих фирм, предоставляя им доступ к инфраструктуре и вспомогательным сервисам.
Автор идеи предоставляет на утверждение проект и при его одобрении становится резидентом парка. Фирмы-резиденты могут на льготных условиях пользоваться инфраструктурой площадки, а также дополнительными сервисами, которые включают консультации, услуги юристов, бухгалтерское, патентно-лицензионное сопровождение и пр. В число вспомогательных сервисов технопарка может входить и финансирование либо помощь в привлечении инвестиций.
Технопарки имеют статус особых экономических зон: их резиденты пользуются налоговыми льготами и другими преференциями.
Так, в Москве региональная часть налога на прибыль снижена с 17 до 13,5%, действует пониженная ставка земельного налога 0,7%, для ряда участников парка – освобождение от уплаты налога на имущество, а также работает система регионального субсидирования.
Для того чтобы инфраструктурный комплекс мог называться «технопарком» и получать федеральное субсидирование и господдержку региональных властей, необходимо соответствие основным критериям (ГОСТ Р 56425 – 2015):
- не менее 3,5 Га земли и 5 тыс. кв. м помещений; категория земель должна позволять размещение на ней производств;
- минимум 1/5 площадей отводится для малых предприятий и сегмента среднего бизнеса;
- системы водоснабжения, водоотведения, тепло- и газоснабжения, электрические сети от 2 МВт,
- развитая технологическая инфраструктура.
Последний критерий – технологическая инфраструктура – может иметь значительные различия и зависит от вида и специализации площадки.
На уровне законодательства закреплены два основных вида технологических парков:
- промышленный – обеспечивает создание и вывод на рынок промышленных продуктов (как минимум половина площадей парка должна отводиться для резидентов – производственных предприятий);
- в сфере высоких технологий – обеспечивает создание и вывод на рынок высокотехнологичной продукции, в том числе за счет объединения с научными организациями (дополнительное требование – интернет-канал от 1 Гбит/сек).
Площадка может совмещать оба вида либо иметь более узкую специализацию.
Рисунок №1. Технопарк в «жизненном цикле» продукта
Площадка, с учетом ее специализации, должна обеспечивать необходимой инфраструктурой и услугами каждый этап разработки и запуска производства нового продукта.
Например, «Технопарк-Мордовия» включает: коворкинг-центр, центр коллективного пользования научным и опытно-промышленным оборудованием, лаборатории, инжиниринговый и сертификационный центры, дата-центр, центр энергосберегающей светотехники и центр нанотехнологий и наноматериалов. Количество резидентов – 82, их совокупная выручка за 2015 г. – 5 149,6 млн руб. В число специализаций парка входит радиоэлектронная промышленность – одно из приоритетных направлений импортозамещения.
По данным Ассоциации кластеров и технопарков, в РФ существует 203 организации (по итогам 2016 г.), которые можно по тем или иным признакам отнести к специализированным площадкам. Критериям технологического парка соответствует 107 – и это на 50% больше, чем в 2015 году.
Такой темп роста количества парков обусловлен, прежде всего, господдержкой, а также относительно благоприятными условиями для выхода на рынок отечественных технологий и продуктов, что поддерживается проводимой политикой импортозамещения.
Большинство показателей деятельности парков за 2016 год продемонстрировали положительную динамику:
- количество субъектов федерации, реализующих технологические проекты, увеличилось на треть и составило 40 регионов;
- к числу резидентов парков присоединилось 900 компаний и ИП;
- создано дополнительных 126 тысяч рабочих мест;
- годовые налоговые поступления от резидентов технологических площадок превысили 43 млрд руб.
Рисунок №2. Динамика развития технологических парков за 2016 г.
Тем не менее основные доходы управляющих компаний (50%) составляют поступления от арендных платежей, что говорит о недостаточной развитости дополнительных сервисных услуг.
Учитывая проводимую Ассоциацией работу по анализу деятельности, а также планируемую оптимизацию господдержки, в ближайшее время рост количества парков снизится, и вектор развития сместится в сторону повышения эффективности уже созданных площадок.
Ассоциация кластеров и технопарков подвела итоги III Национального рейтинга технопарков России, в котором представлена оценка эффективности функционирования и инвестиционной привлекательности площадок для размещения и развития высокотехнологичных компаний. В рейтинг вошло 33 технопарка из 17 регионов, среди лучших – технопарки Москвы, Московской, Новосибирской, Нижегородской, Ульяновской областей, а также Татарстана и Мордовии.
По сравнению с прошлым годом, охват рейтинга вырос почти на треть: в 2016 году во II Национальный рейтинг технопарков России вошло 25 технопарков из 15 субъектов РФ. Всего в адрес Ассоциации были представлены данные о 118 технопарках из 85 субъектов Российской Федерации. В итоговый рейтинг не вошли технопарки, которые функционируют при вузах (ввиду значительного отличия модели функционирования), введены в эксплуатацию в 2017 году, а также не представили полный набор данных.
Эффективность технопарков оценивалась Ассоциацией на основе трех интегральных показателей: инновационная активность резидентов, экономическая деятельность резидентов, эффективность деятельности управляющей компании технопарка. При этом в 2017 году методика формирования рейтинга была усовершенствована. Ключевым нововведением в рейтинге является присвоение технопаркам не конкретных мест, а специальных индексов в зависимости от набранного ими значения интегрального показателя.
Регионы России в рейтинге представлены следующим образом: Москва – 9 технопарков, Новосибирская область – 4 технопарка, Московская область – 3 технопарка, Нижегородская область, республики Мордовия и Татарстан – по 2 технопарка, еще 11 регионов – по 1 технопарку.
Лидеры рейтинга будут награждены в рамках II ежегодной практической конференции «Промышленная Россия 4.0», которая пройдет 8 ноября 2017 года в Москве.
«Российские технопарки продолжают выходить на проектную мощность: по нашим оценкам, по итогам этого года суммарная выручка резидентов всех технопарков страны вырастет по сравнению с 2016-м годом на 9,8% и достигнет 207,2 млрд рублей, – отметил директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко. – Наш рейтинг уже доказал свою полезность в качестве инструмента оценки инвестиционной привлекательности различных площадок. Это важный маркер, призванный помочь региональным властям и управляющим компаниям самих технопарков в повышении эффективности работы площадок, развитии высокотехнологичного малого и среднего бизнеса»
Ассоциация кластеров и технопарков осуществляет оценку эффективности деятельности технопарков с 2015 года. Пилотный рейтинг был подготовлен совместно с корпорацией Intel в рамках стратегического соглашения о сотрудничестве в сфере поддержки инноваций и развития высокотехнологичной экосистемы и проводился с целью оценки эффективности ИТ-парков. В 2016 году рейтинг вышел на новый уровень, а его основанная на принципах прозрачности и объективности методика прошла общественное обсуждение с участием членов Ассоциации и представителей институтов развития, экспертного и делового сообщества: АО «Российская венчурная компания» (РВК), Фонда развития промышленности, Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ), Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, НИУ ВШЭ, Агентства стратегических инициатив (АСИ), «Деловой России» и др.
Полный текст итогового отчета о проведении III Национального рейтинга технопарков России будет опубликован в ноябре 2017 года.
В рамках комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» развивается 12 технопарков в сфере высоких технологий общей площадью более 450 тыс. кв. метров, создавших в общей сложности десятки тысяч высокопроизводительных рабочих мест.
С 2007 года функции координатора реализации комплексной программы осуществляло Федеральное агентство по информационным технологиям, и первоначально в комплексную программу были включены Калужская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Тюменская, Кемеровская области, Республика Татарстан и город Санкт-Петербург. В 2009–2011 годах в комплексную программу были включены Республика Мордовия, Пензенская и Самарская области, при этом функции координатора реализации программы перешли непосредственно в ведение Минкомсвязи России.
В 2013 году комплексная программа претерпела изменения. По итогам аудита расходования бюджетных средств в предыдущие периоды 28 марта 2013 года состоялось заседание Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий, по итогам которого были пересмотрены условия распределения бюджетных средств и введена конкурсная процедура отбора участников комплексной программы (по итогам которой в дальнейшем в программу были включены Свердловская область и город Москва). Также был значительно усилен контроль за расходованием средств, включая постоянный мониторинг показателей эффективности, а также проведены выездные проверки реализации проектов создания технопарков руководством Минкомсвязи России.
Действие комплексной программы, предполагающей финансовую поддержку строительства технопарков из федерального бюджета, завершилось в 2014 году, однако регионы, получившие субсидии, обязаны в течение 2015–2018 годов отчитываться перед Минкомсвязью России в части достижения запланированных показателей эффективности построенных технопарков.
С 2015 года поддержка создания технопарков в сфере высоких технологий продолжена в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат на создание инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий. Источником средств субсидий будут служить федеральные налоги и таможенные платежи, уплачиваемые резидентами технопарков. Новая программа позволит стимулировать и активно создавать новые технопарки в субъектах Российской Федерации, а также развивать мощности уже имеющихся.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации №328-р от 10 марта 2006 года.
- Постановление Правительства Российской Федерации №1119 от 30 октября 2014 года.
Обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики в соответствии с приоритетными направлениями ее модернизации и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны.
- создать в Российской Федерации технопарки в сфере высоких технологий;
- стимулировать создание и развитие российских высокотехнологичных предприятий;
- стимулировать развитие других отраслей экономики, в том числе за счет использования современных технологий, высокотехнологичной продукции и услуг;
- повышать инвестиционную привлекательность российских регионов, обеспечивать увеличение объемов иностранных инвестиций;
- создавать условия для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Российской Федерации;
- увеличить объем экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий.
С 2007 года по настоящее время.
- 2007–2014 годы — реализация комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации №328-р от 10 марта 2006 года.
- С 2015 года — вывод созданных технопарков в сфере высоких технологий на проектную мощность и реализация мероприятий по государственной поддержке создания инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий в форме субсидий на возмещение затрат, формируемых из федеральных налогов и таможенных платежей, уплачиваемых их резидентами.
В 2014 году дополнительно создано более 100 тысяч квадратных метров объектов технопарков, открыт ряд новых технопарков, и продолжено развитие действующих.
С 2015 года будет производится отбор проектов для включения в перечень субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры технопарков.
В рамках комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» развивается 12 проектов технопарков в сфере высоких технологий общей площадью более 450 тыс. кв. метров, создавших в общей сложности десятки тысяч высокопроизводительных рабочих мест.
В 2014 году завершилась комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
С 2015 года производится отбор проектов технопарков в сфере высоких технологий для включения в перечень субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры технопарков.
За счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования создания объектов капитального строительства предоставлено более 13 млрд рублей за весь период комплексной программы (2007–2014 год).
История существования технологических парков в развитых странах мира – это уже несколько десятилетий. Сегодня большинство их переходит к непрерывному инновационному процессу. Ведь именно за счет высоких технологий происходит рост валового внутреннего продукта!
В России же инновационно-активные компании составляют всего около 10 %. В связи с этим нашему государству требуется создание необходимых условий для развития технологической деятельности. При этом среди всех элементов инновационной инфраструктуры ключевую роль играют именно технопарки. Создание их в нашей стране дало очередной толчок в сфере экономического развития. На сегодня это перспективный вид девелопмента.
В мире существует несколько моделей технопарков.
Университетский технопарк – это компактное расположение фирм, занимающихся наукой. Группируются они вокруг крупной лаборатории или университета. Основная задача их – сократить сроки внедрения научных идей в практику. Парки эти состоят из зданий, сооружений, телекоммуникаций, которые предоставляются компаниям, занимающимся наукой. Законом для них предусмотрены налоговые льготы.
Технополис – это научно-производственный городок. Расположен он рядом с крупным промышленным центром. Его цель – это обслуживать начинающих предпринимателей, ученых, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов. Его специфика – научные, конструкторские и технологические изобретения, связанные с высокими технологиями.
Бизнес-инкубатор – это полностью коммерческая структура, которая ориентирована на посторонних клиентов. Цель инкубаторов – поднятие малого бизнеса в стране. Инкубатор не ориентирован исключительно на хайтек, а может реализовывать свои проекты, например, в торговле. Таким образом, инкубатор готовит бизнесменов.
Сетевой парк появился посредством развития электронного бизнеса и информационных технологий. Интернет виртуально объединяет сразу несколько таких парков. Они занимаются маркетинговыми исследованиями, регулируют вопросы интеллектуальной собственности и авторского права. На их счету разработка бизнес-планов и коммерческой стратегии, поиск партнеров и поставщиков.
Технопарк – это созданная с целью повысить уровень жизни населения организация, которой управляют профессионалы. Она занимается продвижением инноваций и конкурентоспособности связанных с ней бизнесов и образовательных организаций. Потенциальный резидент современного технологического парка это – развивающаяся высокотехнологичная компания.
Основные цели создания технопарков – повысить эффективность базового сектора; привлечь новые административные функции на территорию, а также новый вид деятельности.
Также у всех видов парков есть общие черты. Территория их должна быть обособлена, иметь особые правила ведения бизнеса и развитую инфраструктуру. Их функция – быть посредником между потребителем и поставщиком.
Инфраструктура технопарков состоит из инкубатора, научного центра и образовательных комплексов. В наиболее успешных проектах есть собственный жилой комплекс для сотрудников и высокая степень озеленения территории. Для экономии времени и средств на развитие инфраструктуры технопарки размещают в городской среде.
Мировой опыт показывает, что технопарки могут стать эффективной формой организации современного инновационного производства. Так, российские парки начали активно развиваться в конце первого десятилетия двухтысячных годов. Только московских насчитывается более двадцати. Это такие крупные технополисы, как: «Москва», «Сколково», «Строгино», «Научный парк МГУ», «Элерон» и другие. На этом правительство Москвы не останавливается. Уже есть новость о том, что на территории бывшего ПАО «Завод имени И.А. Лихачева» планируется строительство технопарка, который должен стать крупным научным инжиниринговым и исследовательским центром.
Второй национальный рейтинг технопарков России возглавили московский нанотехнологический центр “Техноспарк”, научный парк МГУ и научно-технологический парк Новосибирского академгородка.
Рейтинг опубликовала Ассоциация кластеров и технопарков. В него вошли 25 технопарков, из них шесть в Москве и по три в Татарстане и Свердловской области. Они оценивались по показателям инновационной активности и экономической деятельности резидентов, эффективности работы управляющей компании, наличия благоприятных условий для деятельности резидентов.
После лидеров в рейтинге расположились технополис “Москва”, технопарк “Строгино”, инновационно-производственный технопарк “Идея”, “Технопарк-Мордовия”, Ульяновский нанотехнологический центр, Западно-Сибирский инновационный центр (Тюменский технопарк), “ИТ-парк” в Казани.
Как отмечается в рейтинге, эффективность функционирования технопарков в России базируется на трех факторах: близость к крупным научным центрам и академической среде, наличие частных инвесторов, высокая заинтересованность региональных органов власти в диверсификации экономики.
Олег Мовсесян, директор Научного парка МГУ:
– Подобная высокая оценка нашей деятельности отражает 25-летний опыт работы Парка. Являясь старейшим членом Международной ассоциации технопарков и зон инновационного развития (IASP &AI), мы ориентировались на лучшие международные стандарты в своей деятельности. Еще на стадии проектирования команда парка и руководство МГУ во главе с ректором В.А. Садовничим посетило большинство ведущих технопарков мира и, аккумулировав лучшие практики, адаптировало этот опыт к нашей действительности. Основным критерием успешности для нас стала востребованность со стороны высокотехнологичных компаний и молодого поколения – студентов, аспирантов, выпускников лучших вузов России. Как результат – ежегодное появление 10-15 новых компаний, которые уже в первый год своей работы способны выйти на реальные продажи. Сегодня многие из выпускников наших программ успешно работают на рынке, экспортируя свою продукции Японию, Германию и другие ведущие страны мира.
ТЕХНОПАРКИ РОССИИ – ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
студент 4 курса, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
студент 4 курса, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
Технические парки являются важным элементом современной инновационной экономики.
На сегодняшний день Россия преследует немаловажную цель – модернизацию экономики, ускорение технологического развития страны, а также создание условий для эффективного инновационного процесса.
Для того, чтобы идеи, которые рождаются в области науки быстрее достигали производственной сферы и превращались в товар, необходимо создание оптимального, крайне короткого инновационного цикла. Для этого преследуется цель объединения работы ученых и технологов, которые трудятся в общей сфере. В этой связи интересен опыт технологических парков, которые являются удачной формой интеграции науки и производства.
Технопарки – имущественные комплексы, в которых объединены научно-исследовательские институты, производственные организации, объекты индустрии, выставочные площадки, бизнес-центры, учебные заведения, а также развитая инфраструктура: подъездные пути, транспорт, жилая зона.
Целями создания технопарков в России являются следующие:
– обеспечение конкурентоспособности и развития информационно-коммуникативных технологий;
– внедрение инновационных научно-технических разработок в производство;
– интеграция науки и бизнеса.
Первый в истории технический парк был создан в США в 1949 году, в России же первая волна формирования технопарков пришлась на начало 1990-х гг. Учредителями «научных парков», которые ещё не имели развитой инфраструктуры и подготовленных команд менеджеров, явились высшие учебные заведения. На их базе, в качестве структурного подразделения создавались технопарки, которые инициировали, создавали и поддерживали малые инновационные предприятия, однако они, не были реально действующими организациями.
На протяжении определенного времени в России продолжался количественный рост технопарков и подобным им структур. Высшие учебные заведения становились не единственным учредителем, появление «научных парков» происходило и на базе крупных научных центров, и в академических городках. Идеи технопарка охватывали всё большую аудиторию и становились понятными и популярными в российских регионах. Немного позже региональные и местные органы самоуправления во многом повлияли на организацию первых региональных технопарков в России.
Во всем мире технопарки являются площадками внедрения научно-технических и инновационных разработок в промышленность и другие виды экономической деятельности. В России большинство технопарков находятся на этапе становления и выхода на проектную мощность. В то же время уже выделяются явные технопарки-лидеры, которым удалось реализовать эффективную модель функционирования. Очень важно регулярно выявлять таких лидеров и анализировать их деятельность. Это важно как с точки зрения популяризации инновационной деятельности и выявления и тиражирования лучших практик функционирования и развития технопарков. С этой целью была создана в 2011 году Ассоциация кластеров и технопарков – некоммерческая общественная организация, которая представляет интересы своих членов во взаимоотношениях с федеральными и региональными органами государственной власти, содействует членам Ассоциации в решении социальных, экономических, научно- технических, управленческих задач.
Начиная с 2015 года Ассоциация кластеров и технопарков осуществляет оценку эффективности деятельности технопарков и проводит рейтинг, в основе которого положена комплексная оценка деятельности управляющих компаний технопарков по 10 частным показателям, сгруппированным по 4 группам показателей: инновационная активность резидентов технопарка, экономическая деятельность резидентов технопарка, эффективность деятельности управляющей компании технопарка, наличие благоприятных условия для деятельности резидентов.
Целью проведения рейтинга является определение наиболее эффективных управляющих компаний технопарков, инфраструктурно-обустроенных площадок для размещения и развития высокотехнологичных компаний, а также выявление и тиражирование лучших практик управления технопарками. В рамках сравнительного исследования российских технопарков в 2016 году была проведена оценка эффективности деятельности 25 технопарков, вошедших в итоговую выборку по результатам обработки собранных данных.
Рассмотрим два технопарка, которые были включены в рейтинг: Нанотехнологический центр «ТехноСпарк» (г. Москва) – технопарк лидер и Технопарк «Академический» (Свердловская область) – технопарк, который закрывает рейтинг.
Нанотехнологический центр «ТехноСпарк» — это площадка для запуска и развития новых технологических стартапов и многофункциональный комплекс разработки и производства изделий целого ряда инновационных отраслей экономики. Наноцентр создан Фондом инфраструктурных и образовательных программ «РОСНАНО» и частными инвесторами. Технопарк специализируется на поддержке и развитии инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий. Создание наноцентра обусловлено высокой концентрацией в городе крупных исследовательских центров, что позволяет в сжатые сроки запускать на их основе наукоемкие опытные и мелкосерийные производства нанотехнологической продукции. Общий бюджет технопарка составляет 1,6 млрд. руб., включая инвестиции РОСНАНО в размере 900 млн. руб. Партнерами выступают российские и международные коммерческие и научно-исследовательские организации. На базе технопарка работают 8 технологических компаний и 21 стартап.
Инновационно – технологический центр «Академический» создан в 1998 году в рамках межведомственной программы по инициативе президиума Уральского отделения Российской академии наук, участии Государственного фонда поддержки малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и Правительства Свердловской области.
Цель создания Центра – обеспечение благоприятных условий для развития малых и средних научно-производственных предприятий, разрабатывающих и реализующих наукоемкие продукты, востребованные на современном рынке.
Основные задачи Центра: создание условий для расширения производств и внедрение новых технологий; оказание помощи в продвижении наукоемкой продукции и реализации наукоемких разработок; помощь в привлечении инвестиций; совершенствование и поддержание хозяйственной инфраструктуры.
Проведем оценку рассмотренных технопарков, для того, чтобы увидеть разницу функционирования. Сравнительный анализ представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительная оценка технопарков, занявших первое и последнее место в рейтинге
Технопарки могут быть эффективной формой организации индустрии высоких технологий. Это подтверждает многолетний зарубежный опыт. В Индии, Китае, Европе и США технопарки существуют не одно десятилетие. Хотя они отличаются друг от друга, у них есть и общие черты: отдельная территория с хорошей инфраструктурой и особые правила ведения бизнеса. Это касается таможенных пошлин, налоговых сборов, операций с валютой, порядка создания и регистрации фирм. Плюс льготные цены на аренду и покупку офисов и производственных помещений. При удачном стечении обстоятельств такие образования могут дать дополнительный эффект и за счет взаимодействия участников.
О том, что технопарки нужны в России, заговорили давно, более пятнадцати лет назад. Они даже появились, но оказались скорее не технопарками, а «инкубаторами». Характерный пример такого образования — Научный парк МГУ. В целом этот проект стал успешным. Но идея «инкубатора» в том, чтобы создать льготные условия для молодых, только возникших бизнесов, дать им возможность набраться сил для независимого существования. Оперившиеся «птенцы» должны покидать инкубатор и освобождать место для следующего поколения новичков. На самом деле этого не происходит. Многие из числа первых питомцев парка до сих пор там и остаются. Конечно, ротация есть, но освободившиеся места заполняются в основном по знакомству, а не на основе открытого конкурса. Ведяпин В.И. “Общая экономическая теория”. – Ось-89.
Подобные «инкубаторы» появились и в других городах, обычно тоже по соседству с крупными вузами или институтами, но заметного импульса к развитию высокотехнологичного бизнеса не дали. Скорее, они превратились в офисные центры с умеренной арендной платой и некими обязательствами по отношению к приютившему их вузу. Кроме того, все технопарки имеют естественные ограничения по площади, так как размещены на территории других организаций и не предполагают строительство жилья. Площадь технопарка в Зеленограде составляет 11,5 тыс. кв. м (в том числе 10 тыс. кв. м производственных помещений), Научный парк МГУ — 11 тыс. кв. м, «Курчатовский» — около 20 тыс. кв. м. Если их и можно расширить, то незначительно.
В развитии российской ИТ-индустрии «инкубаторы» не сыграли заметную роль. Они нужны, но этого явно недостаточно. На новом этапе развития отрасли и страны возникла мысль, что хорошо бы вернуться к технопаркам, но уже на другом, более масштабном уровне. К этому подталкивает несколько обстоятельств.
а) потребности компаний
Сейчас перед многими ИТ-компаниями Москвы и Петербурга стоят две трудноразрешимые проблемы. Первая — острая нехватка кадров: дефицит достигает 30% и более. Местные кадровые ресурсы практически исчерпаны и только перераспределяются между фирмами, при этом зарплата специалиста при каждом переходе повышается. Источником кадров остаются регионы. В условиях дефицита и дороговизны жилья привлечение специалистов из других городов России и стран СНГ создает дополнительные трудности: зарплата вырастает на цену аренды квартиры, а компания-наниматель должна заниматься решением иммиграционных вопросов. Вторая проблема — нехватка помещений и высокая стоимость аренды офисов. Эти факторы отрицательно сказываются, в частности, на позициях наших экспортеров ПО, которые теряют свое преимущество в ценах. При сохранении существующих тенденций ситуация может стать критической, и руководители заинтересованных компаний это понимают.
Небольшие фирмы предпочитают концентрировать свои ресурсы в одном месте, дабы не терять время и средства на организацию удаленной работы. Характерно высказывание Виктора Вайнштейна, генерального директора компании «Аплана»: «Мы заинтересованы в участии в подобных проектах при соблюдении трех условий: среднерыночные или более низкие цены за аренду, хорошая коммуникационная инфраструктура и близость к мегаполису, в нашем случае к Москве».
Для компаний, чей бизнес далек от экспорта, идея участия в технопарках еще менее актуальна. Многие топ-менеджеры фирм, занимающихся системной интеграцией, не слышали о технопарках, хотя от удобных и недорогих офисных площадей, конечно, не отказались бы.
б) потребности страны
О необходимости развития ИТ-отрасли в Росии заговорили на государственном уровне уже достаточно давно. Приблизительно в 2004, появились грандиозные планы на годы вперед. Отчасти, видимо, принесли плоды многолетние попытки объяснить правительству, что выгодно продавать не только сырье, но и продукцию умственного труда. Но более весомым аргументом послужил рост объемов экспорта ИТ-продуктов и услуг. Когда он превысил полмиллиарда долларов в год, Министерство информационных технологий и связи заметило, что это уже сравнимо с экспортом автомобилестроения и лишь незначительно уступает объему экспорта наиболее развитых машиностроительных отраслей. Появилось желание эту отрасль развить, в том числе и при помощи технопарков.
Есть и другая сторона дела. Все больше отраслей экономики попадает под государственный контроль, и уровень этого контроля растет. Разработку ПО контролировать сложнее, чем другие виды деятельности. У некоторых экспортеров ПО возникает ощущение, что как раз поиском таких возможностей соответствующие государственные службы и заняты.
Основной проблемой развития технопарков в России является то, что нет определенной правовой базы по созданию и развитию технопарков. Данная отрасль в нашей стране появилась гораздо позднее, чем во многих других, что говорит о недостаточном опыте и нехватки необходимых знаний. Окончательная технология организации технопарков уже существует, правда, по мнению многих экспертов, она очень расплывчатая и неопределенная. В принятой Концепции развития ИТ-отрасли в качестве одной из мер по формированию институциональных основ рынка ИТ называется создание технопарков, «обеспечивающих возможность формирования критической массы специалистов и предоставления им телекоммуникационных услуг необходимого качества по доступной цене». Оговорено, что технопарки могут размещаться в технико-внедренческих особых экономических зонах (ОЭЗ) со специальным режимом налогообложения и ведения предпринимательской деятельности. Это важный шаг, поскольку ранее представители Мининформсвязи отрицали саму идею того, что где-либо размещенные фирмы получат какие-то налоговые льготы.
Средства для создания инфраструктуры получают в основном из федерального бюджета, из уже принятых программ, в том числе из Программы развития наукоградов. Для этого некоторым городам еще предстоит такой статус получить. Стоит отметить, что средства из Программы развития наукоградов сейчас используются менее чем на 50%. На что именно они будут потрачены, формулируется достаточно расплывчато, и эффект не всегда очевиден. Создание технопарков позволит получить реальный, осязаемый результат. Но уже сейчас на один и тот же источник финансирования претендует несколько проектов. «Нельзя стартовать одновременно во многих местах, нельзя распылять ресурсы, да и нет потребности сразу в нескольких парках», — считает Лощинин. Валентин Макаров, напротив, полагает, что не нужно пытаться создать «российский Бангалор», плодотворней будет развивать небольшие парки во многих городах, чтобы задействовать потенциал различных научных центров. В концепции «Руссофт» предлагается дать возможность фирмам постепенно выкупить здания парка, чтобы наконец получить собственную недвижимость, что позволит привлекать кредиты. Эта идея подходит не всем, поскольку требует слишком больших инвестиций.
Некоторые проекты технопарков инициированы конкретными ИТ-компаниями и связываются общественным мнением именно с ними. Недоверие велико, и сильны подозрения, что фирмы просто попытаются решить свои проблемы за государственный счет.
Очень важна позиция крупных западных вендоров, поскольку именно они сыграли решающую роль в становлении подобных парков в других странах и без них масштабные начинания в России вряд ли могут состояться. Например, Intel и Boeing проявляют интерес к Российскому центру программирования (РЦП) в Дубне, хотя о прямых инвестициях тоже пока речь не идет. Другие западные компании, такие, как EMC, Oracle и Computer Associates, по словам руководителей их российских представительств и топ-менеджеров европейского уровня, пока не собираются инвестировать в развитие своих центров в России. Причины у всех одинаковы: нестабильность экономики, сложность ведения дел. Видимо, это останавливает и грандов мировой индустрии, не связанной непосредственно с ИТ. Авиационные, автомобильные, энергетические корпорации успешно работают в технопарках других стран. В России же компания Boeing уже столкнулась с нехваткой кадров, способных работать с CAD-системами. Нужны масштабные действия по переподготовке инженеров, и здесь тоже требуется государственный подход.
Не всегда ясно, кто же в данном проекте «заказчик», кто координирует всю работу. Парадоксальная ситуация складывается в Черноголовке. С одной стороны, Cognitive Technologies в 2001 году вложила 3 млн. долл., создала в городе дочернюю компанию и разрабатывает нишевое ПО для спорта и численного моделирования сложных физических процессов. В этом году оборот составил 12 млн. долл. Непонятно, почему этот проект надо называть технопарком, если никаких конкретных предложений другим участникам рынка нет. С другой стороны, в той же Черноголовке завод ЭЗАН выполняет заказы для NEC и Tellabs, привлек финансирование японских гигантов Mitsui и Sumitomo, контактов с ним ищут московские разработчики, казалось бы — вот он, реальный образец интеграции, использования научного потенциала, опыт привлечения инвестиций. Но такой опыт не изучается, и новые возможности не изыскиваются.
Администрации Троицка и Дубны много делают для реализации проектов технопарков в своих городах, но есть функции, которые они выполнять не могут. Например, массовое привлечение сотрудников в РЦП. В течение нескольких лет в Дубну планируется пригласить тысячи программистов, в основном из крупных сибирских и закрытых городов, в том числе Омска, Томска, Казани, Воронежа, Бишкека. Этим заняты заинтересованные компании, но если есть серьезное намерение сдвинуть с места тысячи людей, нужны государственные гарантии и масштабные усилия.
Нужно отметить, что в крупных региональных центрах далеко не все в восторге от идеи создания многотысячных коллективов программистов в Подмосковье. Это не нравится администрациям, поскольку подрывает основу возможного экономического роста в самих городах (как в Томске, например), да и потенциальные сотрудники (а таких Luxoft насчитал по всей стране 50 тыс. без учета выпускников вузов) хотят большей уверенности в будущем.
Того же желают и строители, которые ищут вне Москвы новые площадки, пригодные для массовой застройки. Но они не уверены, что проектируемые ими дома и офисы будет кому занять.
Обобщив вышеизложенный материал, следует выделить следующие наиболее значимые препятствия на пути развития российских технопарков:
- а) отсутствие надежной правовой базы создания и развития технопарков (хотя сами понятия и признаки технопарков, концепция и технология их создания уже выработаны)
- б) недостаточность материально-технической и финансовой поддержки со стороны государства
- в) отсутствие квалифицированных кадров
- г) сложная экономическая ситуация в стране; высокие налоги на производство; дороговизна кредитов
- д) у государства отсутствует понимание преимуществ, заложенных в понятие «технопарк»
- е) Надзорные органы, с которыми надо что-то согласовывать, решать. Нет системы «одного окна», куда инвестор может отдать все документы и получить ответ
- ж) низкая культура производства; отсутствие опыта управления
Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.