Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "свободные экономические зоны". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.
Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?
нажмите для увеличенияСвободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.
СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.
- создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
- освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
- активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
- мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.
Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.
- оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
- комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
- технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
- внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.
Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.
СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.
При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.
Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.
Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:
- Особые экономические зоны
- Территории особого режима
- Специальные экономические зоны
- Зоны свободного предпринимательства
Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:
- Туристические услуги
- Банковские и страховые услуги
- Офшорные
Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:
- Экспортно-импортозамещающие
- Экспортно-производственные
- Импортозамещающие
- Промышленные парки
- Научно-промышленные парки
Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:
- Инновационные центры
- Технопарки
- Технополисы
Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:
- Торгово-производственные
- Свободные порты
- Бондовые склады
- Свободные таможенные
Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.
В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году. На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.
Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом “Об особых экономических зонах в РФ”. Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.
- необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
- создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
- мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
- привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.
Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон. Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.
Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.
Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:
- освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
- освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
- снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.
Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.
Свободные экономические зоны в России — перечень, виды и цели СЭЗ
Здравствуйте! В этой статье поговорим о свободных экономических зонах в России.
Сегодня вы узнаете:
- Какие СЭЗ есть в РФ;
- Какие функции они выполняют;
- Каков порядок регистрации СЭЗ.
Когда в экономике государства возникают проблемы, чтобы привлечь инвесторов из-за рубежа, на территории государства создают особые зоны, в которых проводится совершенно иная инвестиционная, тарифная и промышленная политика. Для чего организовываются такие зоны, каких типов они бывают, обсудим в рамках сегодняшней статьи.
Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день.
В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов.
Терминология в данной сфере непростая. Давайте попробуем в ней разобраться.
Наверняка каждый не раз слышал такие выражения:
- Свободная экономическая зона (далее СЭЗ);
- Особая экономическая зона (далее ОЭЗ);
- Зоны свободной торговли.
Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли».
Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы.
Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус.
Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.
СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач:
- Создание новых мест работы для тех лиц, которые обладают достаточной квалификацией;
- Появляется стимул для отечественного производителя, повышается уровень инвестиций в производство;
- Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
- Привлечение в страну капитала из других стран.
Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества:
- Льготы по налогообложению;
- Экономят на пошлинах и других видах платежей;
- Могут заниматься привлечением персонала высокой квалификации;
- Могут увеличивать доходы, при этом минимизируя затраты.
Цели свободных экономических зон состоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей.
Зоны, в которых сформированы особые экономические условия можно классифицировать следующим образом.
Классификаций СЭЗ фактически несколько.
Рассмотрим одну из них:
- Территориальная свободная зона – для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного;
- Функциональная – создается для выполнения определенной функции (для производства и так далее);
- Таможенная – с предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров;
- Налоговая – с частичной или полной отменой сборов;
- Финансово-инвестиционная – со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию;
- Административная – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств.
Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.
В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:
В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.
На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.
- Географическое положение должно быть удачным;
- Свободные площади для развития;
- Высокий уровень инфраструктуры;
- Возможность привлечь кадры с хорошим уровнем квалификации;
- Наличие возможности развивать внешние связи;
- Должны существовать виды деятельности, которые сложились исторически.
- Государство должно гарантировать отсутствие конфискации и другого присвоения имущества, принадлежащего инвестору;
- Свободно должна использоваться валюта для совершения любых операций;
- Обязательно должны отсутствовать любые таможенные пошлины.
От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим:
- Максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще;
- Действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции;
- Сниженными тарифами по ЖКХ;
- Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.
Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.
Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:
- Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
- У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.
Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.
Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.
Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:
- Добывают полезные ископаемые;
- Заняты в игорном бизнесе;
- Выпускают подакцизную продукцию;
- Применяют особый налоговый режим.
Процедура регистрации
В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:
- Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
- Анкету;
- Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
- Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
- Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
- Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
- Бизнес-план;
- Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
- Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
- Устав.
Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.
Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.
- Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать;
- Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей;
- Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам;
- Минимальная цена на аренду зданий и участков;
- Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
- Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды;
- Налог на прибыль отсутствует долгое время;
- Доступные рынки сбыта;
- Большое количество рабочих;
- Возможность не создавать профсоюзы работников.
Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.
В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее.
Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей.
СЭЗ напрямую влияют на развитие всей экономической системы страны. Благодаря их наличию у предпринимателей и инвесторов появились широкие возможности и перспективы. Если компания владеет серьезным капиталом, то она вполне может войти в число участников ОЭЗ, а значит оказать стимулирующее воздействие на регион.
Хотя далеко не все зависит от самих бизнесменов. Власти региона также должны выполнять свои функции и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, обеспечивающим население рабочими местами.
В настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
Свободные экономические зоны — специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.
Цели создания свободных экономических зон могут быть:
- придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;
- рост экспортного потенциала территории страны;
- организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров;
- освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.
При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.
С функциональной точки зрения свободные экономические зоны можно подразделить на:
- внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;
- технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;
- комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники),
- оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т.д.
На территориях свободных экономических зон может применяться режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны.
В промышленно развитых странах СЭЗ часто создавались для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депрессией, и были направлены на выравнивание межрегиональных различий. Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получали максимальные налоговые льготы. Таким образом в развитых странах СЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и социального развития.
В качестве критериев при выборе территории для создания особой экономической зоны используется уровень безработицы и уровень денежных доходов населения.
В отличие от промышленно развитых стран развивающиеся страны делали акцент на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы, достижение более высокого уровня индустриализации.
- Свободные таможенные
- Бондовые склады
- Свободные порты
- Торгово-производственные
- Импортозамещающие
- Экспортно-производственные
- Промышленные парки
- Научно-промышленные парки
- Экспортно-импортозамещающие
- Офшорные
- Банковских и страховых услуг
- Туристических услуг
- Зоны свободного предпринимательства
- Специальные экономические зоны
- Территории особого режима
- Особые экономические зоны
По данным на июль 2006 года., в мире насчитывается, по различным экспертным источникам, 1200 — 2000 свободных экономических зон различных типов: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, офшорных зон и технополисов.
Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамические темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.
Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.
Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ “Об особых экономических зонах в РФ“. Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.
Причины создания СЭЗ в России:
- привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
- стимулирование развития регионов;
- развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
- создание высококвалифицированных рабочих мест.
Федеральный закон “Об особых экономических зонах в РФ” предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.
В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.
Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:
- освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
- снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
- освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.
В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.
Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.
- Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
- Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
- Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
- Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
- Сервисная зона
- Комплексная зона
В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.
Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ “Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2008 г..
- Зоны, интегрированные в национальную экономику.
- Анклавные (замкнутые) зоны.
- Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 20 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.) [1]
- Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
- Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
- Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
- Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.
22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:
3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа:
В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ. [1]
Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 1 млрд 320 млн руб.
В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.
Также существуют три действующих проекта создания ОЭЗ:
- Проект создания портовой ОЭЗ в Красноярском крае [1]
- Проект создания портовой ОЭЗ в Хабаровском крае [2]
- Проект создания портовой ОЭЗ в Ульяновской области [3]
- На территории государства могут создаваться только три типа ОЭЗ:
- Технико-внедренческие (площадью не более 2 км²);
- Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);
- Туристско-рекреационные;
- Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
- На территории ОЭЗ не допускается:
- Добыча и переработка полезных ископаемых;
- Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
- ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
- Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.
Кроме того, для Калининградской области Федеральным Законом № 16-ФЗ от 10.01.2008 г. предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ (распространение режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).
Свободные экономические зоны — это самостоятельные территориально-географические анклавы с той или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны, часть экономического национального пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая на остальной ее территории.
Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.
Задачами СЭЗ являются:
· опробование новых методов хозяйствования
· привлечение иностранного капитала для активизации экономических процессов внутри страны
· стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств
Причины образования СЭЗ — ситуация, когда страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат.
Создание СЭЗ имеет большое значение, поскольку растет объем привлекаемых иностранных инвестиций, производительность труда, уровень жизни населения, достигаются высокие устойчивые темпы экономического роста, происходит социальное развитие как районов СМЭЗ, так и страны в целом, оживляется деятельность собственного производства, выявляются новые, перспективные методы производственной деятельности.
Существует два подхода в создании СЭЗ:
1. территориальный, когда СЭЗ — часть территории национального пространства с особым режимом деятельности;
2. функциональный, когда в условиях СЭЗ работают отдельные предприятия страны.
· зоны для углубления интеграции с мировым рынком, стимулирования МЭО функционируют зоны свободной торговли, таможенные, экспорто-производственные и другие зоны
· зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства: поощрения развития отдельных районов, их индустриализация
· зоны реализации региональной политики.
По признаку хозяйственной специализации выделяют следующую классификацию СЭЗ:
Торговые СЭЗ:
1) свободные таможенные зоны, бондовые склады, свободные порты представляют собой транзитные или конмигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров
2) зоны свободной торговли имеют целью поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговыми режимами.
Промышленно-производственные СЭЗ.Представляют собой территории со льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. Производится экспортная или импортозамещающая продукция. Являются зонами второго поколения. Возникли как эволюция торговых зон, когда ввозились и товары, и капитал, и возникла производственная деятельность. Характерны финансовые и налоговые льготы. Наибольшее распространение получили в НИС. К ним относятся:
1) экспортопроизводственные зоны, импортозамещающие зоны. Характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случая, когда эта продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей стороны.
ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегию перехода от импортозамещающего типа индустриализации к экспортоориентированному.
2) промышленные парки, научно-промышленные парки (Зоны технико-экономического развития ЗТЭР) Создаются, как правило, в качестве эталонных по уровню организации эффективного, высоко технологического производства. На предприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.
Технико-внедренческие зоны (зоны развития новой высокой технологии ЗРНВТ): Технопарки, технополисы, зоны развития новой и высокой технологии.Зоны третьего поколения. Создаются вокруг научных центров. Наибольшее число таких СЭЗ находится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками», в Японии-«технополисами», в других странах бизнес-инновационными центрами и «инкубаторами».В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.
Самая известная в мире и крупнейшая в США «Силикон-Велли» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии создано около двух десятков технополисов на базе ведущих научных подразделений. В КНР зарегистрировано более 50 зон развития новой и высокой технологии.
Сервисные зоныкак территории с льготным режимом предпринимательской деятельности:
1) оффшорные зоны и налоговые гавани. привлекают благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся Панама, Норманские острова, Ирландия, Швейцария, и др. В последнее десятилетие ОЗ появились в Израиле Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что, в целом, способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.
Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.
2) Финансовые центры, зоны банковских, туристических услуг, экопарки, СЭЗ комплексного, многоотраслевого назначения. Обладают практически всеми чертами других зон.
Открытые районы.Охватывают территории, где создается льготный инвестиционный режим для привлечения и иностранного капитала. «Открытые районы», получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский пояс страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зоны технико-экономического развития, технопарки экспортоориентированное производство.
Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
К наиболее распространенным льготам и привилегиям, действующим в СЭЗ, относятся:
1) полное освобождение от пошлин и других сборов, ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства
2) освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране
3) предоставление льготных кредитов
4) аренда помещений, транспорта по льготным тарифам
5) обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.
Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.
Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.
СЭЗ функционирующие в развивающихся странах имеют ряд общих черт и моментов развития. Во-первых, как особые территориальные единицы они имеют тенденцию к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом, они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром. Во-вторых особый режим управления СЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ .В них прочно обосновываются ведущие ТНК. В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. В-четвертых, современная НТР объективно на первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработкой новой и высокой технологии
Заметная роль СЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том, что степень влияния СЭЗ на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопряжено, как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.
Кроме льгот СЭЗ главным стимулом для притока в страну иностранного капитала являются:
· высокая квалификация рабочей силы
· упрощение административных процедур.
Выгоды от создания и функционирования СЭЗ проявляются в том, что оживляется международная торговля, растет научно-технический потенциал производства, создаются дополнительные рабочие места. Для успешной деятельности СЭЗ необходимо рациональное планирование первоначальных стадий их деятельности, гибкость управления.
Создание СЭЗ — сложный процесс. Он включает в себя четыре стадии: предпроектную, исходный период, этап создания и функционирования.
На начальной стадии, предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, с привлечением специалистов, определяет целесообразность ее образования, намечает целевую направленность и отраслевую структуру СЭЗ, а также некоторые другие ее параметры. По результатом проведенной работы принимаются решения о проектировании СЭЗ и подготовке соответствующих документов по ее официальному признанию.
После принятия решения о создании СЭЗ наступает этап введения ее в действие, формирование инфраструктуры, основных элементов, условий предпринимательской деятельности. Далее следует стадия функционирования зоны.
Неудачи при организации СЭЗ возникают в случаях политической нестабильности, несовершенства законов, в т. ч. о деятельности СЭЗ на территории страны, при организационных просчетах, бюрократизме.
Оценка эффективности СЭЗ.Как свидетельствует зарубежный опыт, начальный этап создания СЭЗ требует значительных инвестиций: для привлечения 1 долл. США иностранных инвестиций требуется вложить 4 долл. США.
Существует несколько подходов к оценке эффективности деятельности СЭЗ:
1) украинский. Использует сравнение СЭЗ и территорий приоритетного развития по социально-экономическим, финансовым результатам, организационному обеспечению деятельности
2) белорусский. Определяет потери от льготного налогообложения, соотносит с доходами от деятельности СЭЗ. «Потери» государства оцениваются изменением цены продукции, объемов выручки, прибыли, платежеспособности, соотношения начисленных и уплаченных налогов
3) российский. Определяется эффективность предоставления льгот и преференций. Учитывается окупаемость инвестиций (в прерделах льгот), поступление налоговых платежей, получение прибыли, уровень рентабельности не ниже приемлемого ( банковского ссудного процента по долгосрочным кредитам), определяются дисконтированные доходы и расходы.
Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.