Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "фуд трак". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.
Приблизительные данные:
- Первоначальные затраты – от 2 100 000 руб.
- Окупаемость – 4-6 месяцев.
- Рекомендуемая площадь — 8 м²
Примечание: Данный бизнес-план, как и все другие в разделе Бизнес-планы, содержит расчеты средних цен, которые в вашем случае могут отличаться. Поэтому рекомендуем вам делать расчеты для своего бизнеса индивидуально.
В данной статье мы составили подробный бизнес-план фуд-трака с расчетами.
Рынок уличной торговли, начиная с 2011 года, находится в постоянном стрессе. Операторов стрит-фуда к началу 2016 года стало меньше втрое. Причин тому несколько:
- Повышение спроса на стационарные кафе — главную роль в этом сыграли торговые центры, где люди проводят больше времени, чем на улице
- Политика местных властей — недавний снос ларьков подтвердил тот факт, что власти нацелены очистить города от уличных точек питания и совсем неохотно идут на согласование новых объектов
- Низкое качество блюд — уличная еда обросла стереотипами и в сознании большинства существует как крайняя (и небезопасная) мера утоления голода
При всем этом интерес к мобильным кафе возрастает. Кофейня, пиццерия или бургерная на колесах — новый формат, которому еще предстоит побороться с классическим фаст-фудом за первое место в рейтинге направлений HoReCa.
Фуд-трак, как воплощение стрит-фуда, стоит в стороне от уже приевшихся форматов. Это свежее веяние, пришедшее с Запада, перспективно как для начинающих предпринимателей, так и для тех, кто решил выйти за рамки стационарного бизнеса и «пойти в народ». Фуд-трак — это кафе на базе грузового автомобиля. Авто переоснащают, делают внутри кухню, монтируют ресторанное оборудование, снаружи брендируют и ставят в местах с большой проходимостью.
Желтый фуд-трак по продаже фастфуда
— Мобильность. Фуд-трак не ждет, когда придет клиент, а едет к нему сам. Зная о скоплении целевой аудитории в определенном месте, кафе на колесах приезжает туда и предлагает свой продукт.
— Экономия на строительстве и аренде. Нет инвестиций в поиск помещения, ремонт, перепланировку и дизайн-проект. С учетом возросших цен на аренду недвижимости — это серьезное подспорье.
— Быстрая окупаемость. При обслуживании 100 человек в день фуд-трак окупится в среднем через 4-6 месяцев.
— Быстрый выход на рынок. При покупке готового проекта фуд-трака, в который входит автомобиль, комплект оборудования и инвентаря, брендирование и проектирование, на рынок реально выйти всего за 45 дней. Этого достаточно, чтобы установить оборудование, разработать меню, оформить машину и выбрать место.
Популярные форматы фуд-трака
— Кофейня. В меню — не менее 20 позиций кофе, кофейных напитков, коктейлей, смузи. Из еды — десерты, сэндвичи, выпечка. Главное — дорогая и мощная кофемашина, которая варит настоящий кофе, превосходящий напиток из вендинговых аппаратов.
— Пиццерия. Пиццу готовят на кухне фуд-трака, в меню — не менее 10 позиций + салаты, напитки и мороженое.
— Бургерная. Бургеры сегодня в тренде, но чтобы отстроиться от гигантов этого сегмента, нужны авторские рецепты.
— Стейки. Главное для этого формата — хорошее мясо. Остальное сделают добротный гриль и жарочная поверхность.
Фуд-трак с профессиональным оборудованием подходит для приготовления суши, лапши, пасты, выпечки, пирожков, осетинских пирогов и т.д.
Для примерного расчета инвестиций возьмем проект фуд-трака «Бургерная» от компании « КЛЕН ». Рекомендуемая площадь — 8 м², сделан на базе автомобиля BAW.
Это пошаговая инструкция открытия бизнеса. В случае с фуд-траком в концепции обязательно рассматриваются следующие вопросы:
Где располагаться?
Сегодня законодательство РФ никак не регламентирует деятельность фуд-траков. Хотя законопроект о статусе мобильных кафе подготовлен и находится на рассмотрении в Совете Федерации. Пока это белое пятно, но все же к фуд-тракам предъявляются требования, аналогичные стационарным предприятиям питания.
В первую очередь необходимо решить, где будет располагаться фуд-трак. Есть несколько вариантов:
— Принять участие в аукционе на предоставление участка муниципальной земли. Но, как показывает практика, лоты в виде участков достаются в основном крупным торговым сетям для сезонной или постоянной деятельности. А в Москве размещение фуд-трака на муниципальной земле и вовсе запрещено.
— Аренда частной территории. Этот вариант реальный и выгодный. Вы арендуете участок при ТЦ, развлекательном комплексе, бизнес-центре и получаете посещаемую точку, а также доступ к инженерным коммуникациям, санузлам и т.д.
— Участие в мероприятиях. С организаторами фестивалей, ярмарок, фуд-фестов, концертов, пикников заключается договор аренды. Сумма аренды зависит от масштаба и статуса мероприятия. Ценовой диапазон — от 3 000 до 30 000 руб. в день. Но и проходимость разная — первый провинциальный маркет еды посетят всего 200-300 человек, а большой рок-фестиваль — более 20 тысяч.
Важно рассчитать пропускную способность фуд-трака, то есть максимальное количество блюд за единицу времени. Чтобы не было очередей и долгого ожидания заказа, можно взять в аренду у организаторов корнер и дополнительное оборудование, а также нанять временный персонал для ускоренной работы объекта.
— Несанкционированная торговля. На свой страх и риск можно ставить фуд-трак в любом людном месте, но это чревато административной ответственностью и потерей разрешения на деятельность.
Какой автомобиль выбрать?
Красный фуд-трак по продаже бургеров
Марка и возможности автомобиля зависят от целей бизнеса.
— BAW оптимален для работы в черте мегаполисов — парки, улицы и площади городов, зоны отдыха, пляжи. Удобная, маневренная и компактная машина.
— Газель подходит для преодоления средних расстояний и работы в сельской местности, санаториях, пансионатах, домах отдыха, в малых городах. На Газели можно выезжать на мероприятия в другие области. Широкая дилерская сеть по всей России гарантирует быстрый ремонт автомобиля в форс-мажорных обстоятельствах.
— МАЗ имеет большую, многофункциональную и производительную кухню на базе мощного, но экономичного тягача. В этом автомобиле готовят большие объёмы блюд за единицу времени. Фуд-трак на МАЗе идеален для эксплуатации в горной местности, в любых климатических зонах, на значительном удалении от основной базы.
На какую целевую аудиторию рассчитано?
- Характеристика клиента
- Потребности аудитории
- Каналы коммуникации с аудиторией
- Цели посещения фуд-трака
Каково окружение проекта?
- Инфраструктура территории, где стоит фуд-трак
- Конкурентная среда
- Наличие рядом развлекательных или спортивных зон, учебных заведений, пешеходных улиц
Штат
- Количество штатных единиц и полномочия
- Работа с полуфабрикатами или собственное производство
- Подбор и обучение персонала
Оснащение
Оборудованный фуд-трак, готовый к приготовлению еды.
- Переоборудование автомобиля или покупка готового фуд-трака
- Проектирование
- Подбор оборудования
- Брендирование
Перспективы развития
- Сезонный или постоянный бизнес
- Расширение до сети
- Создание собственного бренда
Для фуд-трака выбирают легкие классы грузовиков, где достаточно места для установки оборудования и работы персонала.
Примерные расценки на распространенные авто для фуд-трака:
- BAW — 1 625 000 руб.
- Газель — 1 835 000 руб.
- Mercedes — 2 305 000 руб.
- Volkswagen — 3 248 000 руб.
Проектирование фуд-трака — весомая статья расходов. Есть сложность в подключении машины и оборудования к инженерным сетям. Для примера возьмем электроснабжение.
Если фуд-трак работает автономно, то есть полулегально, не платя никому аренду, его оснащают или генератором, или преобразователем. И то, и другое дорого и со своими недочетами. Генератор обязательно должен соответствовать по мощности требованиям оборудования на кухне и при максимальной загрузке его хватит всего лишь на 5 часов.
Макет оборудованного автомобиля под фуд-трак
Преобразователь же работает от аккумуляторов, и чтобы его хватило на рабочий день, автомобиль часто заводят, а это неизбежно приводит к износу двигателя и расходу бензина. Самый разумный выход — подключение к сети.
Еще один проблемный момент — вентиляция и кондиционирование. Кухня фуд-трака — помещение маленькое. Концентрация оборудования и людей на один м² практически экстремальная. Жара в помещении и загрязнение воздуха продуктами горения недопустимы.
Проект фуд-трака с расстановкой оборудования и привязкой к инженерным сетям стоит в среднем 100 000 руб. При комплексном оснащении фуд-трака в компании « КЛЕН » эта услуга бесплатна.
Комплект оборудования рассчитан на производство и продажу бургеров, сэндвичей, роллов, панини, картофеля-фри, чая и свежесваренного зернового кофе. Пропускная способность — 40-60 человек в час.
Оборудование (цены в рублях)
- Стол морозильный HICOLD — 69 490
- Стол охлаждаемый для пиццы HICOLD — 68 590
- Стол рабочий островной — 12 327
- Кипятильник «Convito» — 5 280
- Жарочная поверхность AMITEK — 39 242
- Фритюрница AMITEK — 9 357
- Весы CAS — 10 692
- Фасовочная станция для картофеля фри — 155 760
- Кофемашина Saeco Odea Go Black — 35 100
- Емкость цельнотянутая мойка — 9 325
- Полка настенная сплошная — 2 263
- Стол производственный пристенный — 10 675
- Шкаф для одежды — 3 050
Инвентарь (цены в рублях)
- Гастроемкость Luxstahl из нержавеющей стали GN 1/3 (12 шт.) — 7 488
- Гастроемкость Luxstahl из нержавеющей стали GN 1/1 (10 шт.) — 7 760
- Нож поварской — 624
- Нож универсальный — 395
- Лопатка поварская — 427
- Доска разделочная — 617
- Гастроемкость из поликарбоната — 2800
- Крышка из поликарбоната — 1 544
- Мельница для перца — 1 656
Автомобиль, продающий еду на колесах
Внешний вид фуд-трака — основа успеха. Фуд-трак должен привлекать к себе внимание, выделяться на местности, отличаться от конкурентов, информировать потребителя о продукте.
В брендирование входит:
- Разработка фирменного стиля (логотип, цвет, шрифт, персонаж)
- Изготовление и установка вывесок, маркизов, крышных конструкций и т.д.
- Оклейка автомобиля
Базовая стоимость услуги — 25 000 руб.
Авторский подход к меню фуд-трака позволит отстроиться от конкурентов. Это особенно актуально, если фуд-трак стоит около ТЦ, где много аналогичных операторов на фуд-корте. Приглашенный шеф-повар разработает меню под требования бизнеса и возможности оборудования. Средняя стоимость разработки меню — от 40 000 руб.
Примерное базовое меню «Бургерной»
- Бургер двойной с яйцом и свиной котлетой
- Бургер куриный
- Ролл с омлетом и беконом
- Бургер свиной
- Ролл с омлетом и свиной котлетой
Для фуд-трака оптимальная форма собственности — ИП. Ее преимущества:
- Быстрая регистрация ИП, в том числе через Интернет
- Госпошлина — 800 руб.
- Не требуются устав, уставный капитал, печать и расчетный счет
- Регистрируется только на одного человека
- Максимальный штраф при административной ответственности — 50 000 руб.
- Фиксированный платеж в Пенсионный Фонд при доходе не более 300 000 рублей, в 2016 году – 19 356,48 руб. Свыше 300 000 руб. + 1% от суммы превышения, но не более 8 МРОТ + взнос в ФФОМС 3 796,85 рублей.
- Нет отчета за оборудование, используемое в рамках предпринимательской деятельности
- Можно свободно распоряжаться средствами на расчетном счету
- Хозяйственные решения не протоколируются
- Просто ликвидируется (закрывается)
- По желанию открывается расчетный счет
Для регистрации ИП необходимы
Документы для получения разрешения на деятельность в Роспотребнадзоре
- Договор на вывоз мусора
- Договор на поставку воды
- Санитарные книжки персонала
- Сертификаты на продукты питания
- Юридическая информация об ИП
- Информация для уголка защиты прав потребителя
Максимальный срок окупаемости фуд-трака при старте в сезон — 4-6 месяцев. Если через полгода окупаемости нет, значит:
- Неправильно выбрано место
- Нет индивидуального стиля и УТП
- Низкое качество блюд
- Неудачное меню
Наценка на бургеры, картофель-фри, сэндвичи составляет 200-250%. Это не самый высокий показатель для HoReCa, потому что прибыль в фаст-фуде делает посещаемость.
Средний чек — 350 руб.
Хотите освоить новый перспективный формат? Думаете, куда вложить деньги? Компания « КЛЕН » поможет вам открыть фуд-трак и стать лидером в еще свободном сегменте.
Развитие торговли уличной едой в последние годы набирает значительные обороты. После определённого упадка спроса на стрит-фуд в связи с борьбой государства с ларечной торговлей в 2014-2016 годах наступил период относительной стабильности и этот вид бизнеса начал стремительно развиваться.
Доверие населения возросло в связи с активной рекламой и пропагандой данного вида общепита. Кроме того, сложно переоценить преимущества именно такого приема пищи:
- низкая стоимость;
- удобное расположение (как правило, недалёко от места работы или мест большого скопления людей);
- качество еды (при добропорядочности собственников и хорошей проходимости — свежесть продукта обеспечена);
- доверие (контролирующие органы хорошо выполняют свою работу, соответственно, владельцы фуд-траков соблюдают все санитарные нормы хранения и обработки продуктов).
Кроме всего вышеперечисленного, мода на фуд-трак набирает обороты в мировом масштабе, даже на уровне Мишлен. Пример тому — Чан Хон Мен, повар и владелец палатки с уличной едой в Сингапуре, получивший звезду Мишлен. Данное событие произвело фурор в мире общепита, а повар был неожиданно удивлён, и после награждения даже не поднял цену на свои блюда.
Фуд-трак — это оборудованное нестационарное кафе на базе грузового автомобиля, оснащенное полноценной кухней для приготовления определённого набора блюд.
Преимущества фуд-трака как сегмента бизнеса общественного питания
- Первое и несомненное преимущество данного вида торговли — нет привязки к аренде. То есть мобильность в первую очередь. Кафе на колёсах может переезжать в любую точку, в зависимости от предпочтений предпринимателя. К примеру, участвовать в ярмарках или фестивалях. Подбирать наилучшие места локации в зависимости от сезона.
- Быстрая окупаемость, вытекающая из низких объемов вложений в бизнес. В любом случае, фуд-трак дешевле стационарного общепита, ведь не нужно тратиться на дизайн и ремонт помещения, покупку мебели и т.д.
- Простое обслуживание. Здесь учитываем фактор ведения бизнеса, как важный элемент получения прибыли. Важно не только открыть, но и поддерживать на нужном уровне своё предприятие. Цикл довольно узкий, ведь процессы минимализированы, то есть справиться с администрированием фуд-трака самостоятельно может один человек.
При правильном попадании в нужный формат, мы, несомненно, получим постоянный поток чистой прибыли и возможность расширять бизнес. Можно начать работать по франшизе, благо сейчас данный вариант ведения бизнеса очень распространён, можно раскручивать и реализовывать свой бренд. Решать вам. В любом случае, формат и выбор ассортимента нужно продумать на первоначальном этапе. Одни из самых известных:
Помимо вышеперечисленных видов фуд-траков, есть множество других вариантов — блины, суши, пасты и т.д. Рекомендуем изучить потенциальный регион выбора бизнеса и открыть именно то направление стрит-фуда, которого не хватает.
- Получить разрешение на аренду земли у местной администрации. Несомненно, самый правильный способ, ведь, заключая договор на аренду, вы минуете посредников и получаете самую низкую арендную ставку. Но здесь имеют место определённые трудности — попасть в схему НТО именно вашего региона может оказаться не так-то просто — возможно, нужно будет участвовать в конкурсе, выполняя ряд определённых требований администрации, а это повлечёт за собой непредвиденные расходы;
- Аренда земли частных собственников. К примеру, площадь возле ТЦ или в парке аттракционов. Преимуществом данного варианта является то, что вам, скорее всего предоставят дополнительные блага, к примеру, подключение к водопроводу или круглосуточную охрану объекта.
- Можно специализироваться только на участии в мероприятиях крупного скопления людей. В вашем регионе или дальше — зависит от выбора транспорта для фуд-трака. Но в этом случае стоит просчитать выгоду, ведь будут присутствовать моменты простоя, которые принесут потери, в том числе и по персоналу.
- Не рекомендуем идти по пути наименьшего сопротивления — работать без согласования, на свой страх и риск. Вы, конечно, сэкономите на первоначальном этапе, но на дальнейшем процветании бизнеса это отразится негативно.
Выбор транспорта, бывшего в употреблении или нового, несомненно отразится на бюджете бизнеса. Здесь важно учитывать тот момент, что при покупке не нового автомобиля, вы получаете определённый набор скрытых проблем, ведь провести полную диагностику вряд ли получится, и может сработать фактор непредвиденных расходов в самый неподходящий момент. Но, если вы не собираетесь часто менять место дислокации, работая сирого в определённом месте без необходимости постоянного передвижения, можете рискнуть, тем самым изначально значительно сократив статью расходов.
Переоборудование автомобиля лучше доверить профессионалам. Поищите в вашем регионе компании, которые занимаются данным видом услуг. Важно не только учесть внешние параметры и эстетичность фургона, но и соблюсти технические условия — ведь нужно соответствовать всем требованиям определённых инстанций — Роспотребнадзора, пожарной инспекции, соблюсти регламент условий труда и т.д. Если нужные специалисты не найдутся, можно обратиться в СТО, специализирующееся на переоборудовании автобусов, озвучить им определённую задачу и получить результат. Но в таком случае придётся самостоятельно контролировать процесс, который может значительно затянуться.
Этим можно заняться уже на стадии выбора места дислокации. Процесс открытия ИП нетрудоемкий и не займёт много времени и финансов. Гораздо больше моральных сил и средств уйдёт на согласование с органами контроля. Изучите нормы СанПина для уличной еды, требования постоянно меняются, ведь дальнейшие затраты будут связаны напрямую с согласованием с Роспотребнадзором. Получив все необходимые разрешения, вы обеспечите себе качественно спокойное ведение бизнеса в дальнейшем.
Здесь количество затрат напрямую зависит от выбора концепции. Почти все вышеперечисленные варианты нуждаются в покупке именно кухонного оборудования- плит, холодильников, моек. Можно значительно сэкономить на этой статье расходов, купив б/у оборудование. Заведения открываются и закрываются, часто распродают нужный инвентарь по цене ниже рыночной. Учитывайте фактор видимости вашей кухни, ведь, если фуд-трак с панорамными окнами, посетителям будет доступны к обзору все ваши этапы приготовления еды.
Необходимость рекламной кампании на сегодняшний день уже даже не обсуждается. Самым правильным вариантом будет начать ее сразу после определения концепции и бренда вашего стрит-фуда. После определения целевой аудитории можно начать подогревать интерес, к примеру, в соцсетях. Тогда на момент открытия вы получите определённое количество посетителей, интересующихся именно вашей продукцией. А в дальнейшем, восторженные отзывы, к примеру, фото в Инстаграм, сделают своё дело. Правильный и практически бесплатный канал рекламной кампании.
Естественно, если место дислокации фуд-трака суперпроходимое, необходимость трат на рекламу ограничится лишь яркой вывеской с ассортиментом, очередь клиентов вам обеспечена.
Напрямую зависит от выбора концепции. К примеру, если вы открываете кофейню с десертами, необходимо искать профессионального бариста, а при выборе формата «суши» — сушиста с опытом работы.
Можете дать объявление в местную газету, на сайты подбора персонала, а можете обратиться в рекрутинговые агенства. Переведите собеседование в электронный формат, просите выслать фото и резюме, а с лучшими кандидатами встречайтесь лично. Так вы сэкономите своё время.
Обращайте внимание на внешний вид, и, в первую очередь, на опрятность. Ведь фуд-трак подразумевает полную прозрачность процесса приготовления еды. Важно, чтобы повар был в головном уборе, в перчатках, и процесс выполнения заказа вызывал у посетителя только положительные эмоции и подогревал аппетит.
В зависимости от концепции стрит-фуда меню может быть разнообразным, а может ограничиваться несколькими позициями. В любом случае, стоит уделить максимальное внимание этому процессу, который состоит из нескольких этапов:
По нормам СанПина посуда в уличных фургонах общественного питания должна быть одноразовой, поэтому стоит учесть эту статью расходов в постоянные. Правильным подходом будет заложить стоимость посуды в цену блюд, тем самым обеспечив постоянное покрытие цены за счёт покупателя. В идеале заказать брендированную тару, тем самым обеспечив дополнительную рекламу своей продукции.
Не стоит забывать и о наличии формы для персонала. Фартуки, головные уборы, одноразовые перчатки для приготовления пищи — все это тянет на себя часть вашего бюджета и нуждается в обязательном просчете.
Функция контроля и обеспечения бесперебойной работы вашего бизнеса
Важный, постоянный этап, значение которого трудно недооценить. Не важно, самостоятельно вы будете это делать, или наймёте профессионала. Конечно, во втором случае уменьшится чистая прибыль за счёт расходов на заработную плату. Что нужно учесть:
- поставка продуктов и сопутствующих товаров. Где закупать или заключать договора на поставку, чьи товары наиболее подходят к соотношению цена/качество, как часто привозить и т. д.
- контроль работы персонала. Соблюдение ваших требований в работе, недопустимость воровства и вредных привычек, соблюдение корпоративной этики и т.д.
- осуществление выполнения требований законодательства РФ, в том числе ведение вопросов по ИП. Нанять профессионала или делать самостоятельно — ваш выбор.
Резюмируем вышеперечисленное на примере кейса открытия фуд-трака Внимание! Ниже будет приведён теоретический пример, цифры приблизительные, данный текст не является бизнес-планом.
Кейс — открытие фуд-трака — пиццерии в курортном городе юга РФ.
Итого на момент открытия фуд-трака — пиццерии потрачено: стоимость аренды (плюс залоговый месяц) — 100000 р.,транспорт и переоборудование -650000 рублей, оборудование + инвентарь — 329300 рублей, тара-98000 р., остальные расходы, включая оплату агенства SMM — 95000 рублей. Общая сумма всех вышеперечисленнных расходов — около 1 млн. 300 000 рублей.
Естественно, вышеперечисленные цифры очень приблизительны, для точных расчетов лучшим вариантом будет составить грамотный бизнес-план, просчитать средний чек и период окупаемости вложений.
Надо понимать, что стрит-фуд является одним из наиболее перспективных направлений бизнеса в настоящее время, так как в современном обществе наблюдается стойкая тенденция к упрощению требований к приемам пищи. Несмотря на активную пропаганду ЗОЖ, мода на фуд-траки с каждым годом все больше пропагандируется, особенно среди молодёжи. При правильно продуманной концепции и выборе места, соблюдении всех необходимых требований успешного ведения бизнеса, однажды рискнув, вы можете обеспечить себе безбедное существование и стабильно процветающий бизнес!
Почему фудтрак в России не может стать полноценным бизнесом — рассказывает Денис Пугач, совладелец двух стильных трейлеров с вывеской Durum-Durum, торгующих шаурмой в московских парках
В Нью-Йорке экологичный стритфуд-фургон сдают за $1 в месяц
Durum-Durum — это шаурма. Решили делать, потому что в Москве не было такой шаурмы, какую мы любим. Для начала решили попробовать отработать мобильную версию — сделать ресторан на колесах. Хотели привезти английский двухэтажный автобус double-decker, но из-за многих ограничений (высота 4,4 м, в Россию можно ввозить не выше четырех, проблема с таможней — он оказался старше двадцати лет) и запрета на ввоз в страну праворульного транспорта от этой идеи пришлось отказаться.
Привезли Airstream: купили в Штатах за 10 000 долларов, доставили в порт, дальше переправляли кораблями в Германию и оттуда в Санкт-Петербург, в Петролеспорт, где и растаможили.
Планировали открыться к 1 мая 2013 года, но, понимая, что не успеваем забрать трейлер из ремонта, купили оборудование и поставили дома на кухне: печку, тестораскатку и газовый гриль. Начали придумывать рецепты и читать, как замариновать курицу, как печь лепешки, до этого никогда не готовили (яичница не в счет).
18 мая 2013 года мы первый раз вышли на Городской маркет еды в Парке Горького. В нашем меню были дюрюмы — лепешки с курицей, капустой, огурцами и два самодельных соуса. Потом начались фестивали: работали в саду им. Баумана, в парке на Красной Пресне. Начиная с 2013 года каждый день зимой и летом, в любую погоду.
Перечень документов для открытия фудтрака, НТО (нестационарного торгового объекта), такой же, как для стационарной точки общепита, кроме тех, что касаются непосредственно помещения. Это договор аренды с собственником земли. Для муниципальной земли (парки) может проводиться тендер, если собственность коммерческая, договор подписывается непосредственно с владельцем здания.
На основании договора аренды открывается обособленное подразделение и регистрируется касса. Если планируется передвижение точки по городу, то надо регистрировать мобильную кассу (есть ряд ограничений) плюс в каждой точке города, где будет стоять фудтрак, должен быть заключен договор на аренду земли.
Также понадобится письмо в Роспотребнадзор об уведомлении о начале деятельности, который проверяет в первый год, а потом раз в три года. Со стороны СЭС: наличие меню в печатном виде, уголок потребителя, медкнижки у всех сотрудников и документы на компанию должны быть внутри трейлера — свидетельство о госрегистрации и свидетельство о постановке в налоговую инспекцию (ОГРН, ЕГРН, ИНН). Разрешительные документы оформить несложно, не помню точную продолжительность, но в течение пяти рабочих дней.
Команда: Карен Исаджанян, Александр Грабко, Денис Пугач.
В меню: дюрюм с курицей, дюрюм с уткой, дюрюм-бургер из баранины, дюрюм с фалафелем.
Старт: в мае 2013 года на «Местной еде» в Парке Горького.
Маршруты: в 2014 году фургон работал в двух столичных парках — Красная Пресня и Сад им. Баумана.
Постоянная точка: Outlet Village «Белая Дача».
Участвуют в фестивалях, торгуют в парках и рядом с бизнес-центрами.
Все, кто обкатал свою модель и понял, что тот продукт, который он делает, востребован, дальше открываются в помещении. В помещении больше возможностей, чтобы сделать качественную кухню: в трейлере тесно и минимум возможностей, чтобы соответствовать нормам. По законодательству, в точках нестационарной торговли продукт может только доводиться до готовности, то есть поступать туда уже практически готовым, а значит, нужна заготовительная фабрика-кухня. Помещение под нее должно быть арендовано, спроектировано, отремонтировано, сертифицировано, и это серьезная работа.
У нас есть заготовительный цех, где мы делаем заготовки. Каждый день руководитель ресторана дает поручение заготовщику — какой объем заготовок ему нужен. Въезд на «Белую дачу», где стоит наш трейлер, ограничен: привезти надо до десяти утра. Бывают сложности, и нас не пускают, когда опаздываем.
Заготовительный цех оборудован продуманно, по последнему слову техники: холодильная камера, морозильные лари, печи, ванны для мытья гастроемкостей. На заготовке работает разное количество людей: в обычном режиме — один или двое, когда предстоит большое мероприятие — трое-четверо. Понятно, что какие-то вещи в любом случае можно сделать заранее, в зависимости от особенностей продукта, объема и сроков хранения. Например, вакуумировать соус, замариновать мясо. Иногда человек просто выходит на одну смену, если нужно 80 кг баранины зачистить, обрезать и порезать — это 2–3 часа или фарш прокрутить для котлет.
В итоге на точку приезжают завакуумированные пакеты, гастроемкости, это все распределяется по холодильникам, мясо насаживается на вертикальный гриль.
Мы можем моментально собрать команду на необходимое количество людей. Но именно в этом и состоит сложность мобильной торговли: в ней нет определенности. Хотя задача любого бизнеса — сделать так, чтобы какие-то переменные в нем стали постоянными, чтобы принять их за константу. Когда ты — ресторан на колесах, то это очень сложно сделать.
Бизнес на колесах не воспринимают всерьез. Арендодатель может в любой момент прийти и сказать: «Ребята, такая ситуация, вы должны были съехать позавчера». А у нас в трейлере человек работает, зарплату получает. Мы ему говорим: ты пока дома посиди. Поэтому это очень сложная работа: в ней есть пики торговли, а есть спад, и моя задача их как-то сглаживать.
Плюс у нас еще специфическое блюдо, и для поддержания качества здесь постоянно нужен клиентский поток. Это бургер можно приготовить, когда появился клиент, а в нашем случае замаринованное мясо насаживается на бобину (вертикальный гриль) и, если потока нет, невозможно остановить процесс: мясо поджаривается и выкидывается, если продать его некому. Поэтому бургерных сетей в мире много, а сетей с шаурмой нет.
Надо правильно выбрать продукт. Идеально — кутаб, если продолжать нашу тематику, то гёзлеме. Энтузиасты на маркетах идут путем: «О, классно, давай лепешку на месте готовить, будет вкуснее!». Но, допустим, на лепешку, приготовленную на месте, привлечешь сто человек, а если будешь покупать готовый лаваш, сможешь увеличить скорость выдачи на 200 человек. Надо постоянно смотреть, что важнее — привлечь дополнительную аудиторию или повысить скорость выдачи. Поэтому логика проста: лучше пусть будет готово сто порций сразу, ко мне придут люди и поедят.
У нас пять позиций в меню, за счет возможных комбинаций начинок и добавок их количество увеличивается. Можно и саму основу дюрюма (лепешки) сделать разной. Есть отдача в ланч-боксе, есть завтрак. При этом меню простое. Дюрюм — это моноконцепт.
Сегодня задача любого массового общепита, по моему мнению, сводится к продаже углеводов по цене белков. Что продает «Макдоналдс»? Не бигмак, а картошку фри и кока-колу, то, что фактически стоит ноль. Это у нас лепешка 80 граммов, а мяса 140. Вес стандартного дюрюма (шаурмы) 350 граммов — хорошая порция. Можно ли на этом заработать и разбогатеть — не знаю, но надеюсь.
У фудтрака одно преимущество — визуальное; он цепляет внимание. И есть масса недостатков: чем красивее внешне, тем неудобнее внутри. Скругленные углы — это нестандартное оборудование. Нельзя просто купить стол, нужен уникальный, на заказ, в два-три раза дороже.
Или надо пол постелить, сделали гофрированный из металла. Когда на него мука и вода попадают, отмыть невозможно. Если наливной пол делать, к примеру; он тяжелый, несколько десятков килограммов добавляет. Таких нюансов рассказать никто не может: опыта еще ни у кого нет. Хотя сейчас вроде появляются конторы, которые хотят профессионально заниматься переоборудованием автобусов; их единицы.
В нашем случае оборудование выходило дороже, мы не всегда знали, каким оно должно быть. Надо было купить гриль, он может и десять тысяч рублей стоить, и сто. В итоге покупали за шесть тысяч; он ломался, и мы уже знали, что нам от этого оборудования нужно — как он жарит, как держит тепло. Тоже было с печью — она развалилась за сезон, но мы начали понимать, что нам нужна печь двухсекционная, раздельная, чтобы тепло держала.
Во многом это объясняется и тем, что мы непрофессионалы. Ну а кто профи по вертикальному грилю? У нас это в принципе не развито. Приходишь в магазин, а продавец говорит: «Давайте откроем инструкцию». Поэтому многие вещи приходится постигать методом проб и ошибок, вникать во все.
В нашем фургоне два вертикальных гриля и один горизонтальный, печь для пиццы, тестораскаточная машина, холодильное оборудование, в том числе сокоохладитель и льдогенератор, мармит, фритюр, кассовый аппарат, VDU (Video Display Unit) монитор для сборщика, подогреваемая поверхность, рожковая кофемашина и вытяжка (внутри трейлера температура может нагреваться до 50°С).
Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.