Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "закон о защите юридических лиц и ип при проведении проверок". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.
Содержание
- 1 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”
- 2 Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
- 3 Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
- 4 Вопросы и ответы по реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
“О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”
28 апреля, 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 22, 26 апреля 2010 г.
Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года
Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
26 декабря 2008 г.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2009 г., за исключением положений, для которых статьей 27 настоящего Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления их в силу
Положения настоящего Федерального закона в отношении экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, применяются с 1 июля 2009 г.
Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 декабря 2008 г. N 266, в “Парламентской газете” от 31 декабря 2008 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 511-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 480-ФЗ
Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.
Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 323-ФЗ
Изменения вступают в силу 14 августа 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ
Изменения вступают в силу 14 августа 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 245-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 94-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.
Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 332-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 ноября 2017 г.
Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 308-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 16-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.
Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 412-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 июля 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 марта 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 127-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 68-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ
Изменения вступают в силу с 23 января 2015 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 511-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 15, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ
Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ
Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 414-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 337-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г., за исключением изменений в статью 9 и статью 13.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 191-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений в абзац первый части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г., за исключением дополнения статьей 13.1, которая вступает в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 408-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 26 апреля 2010 г. N 66-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений в часть 5 статьи 27, которые вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, изменений в часть 11 статьи 11 и в часть 2 статьи 20, которые вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
Основной целью деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является получение максимальной прибыли и порой в этой погоне они забывают о соблюдении законодательства. Для предотвращения нарушений был введен в действие механизм государственного контроля за действиями организаций и частных предпринимателей.
Однако, на практике встречаются случаи злоупотребления правом органами государственного контроля при проведении проверок. Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частью которой выступает Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
- 1. Принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Полный список работ и услуг, относительно которых необходимы предоставляться уведомления о начале деятельности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 “Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности”. В этот перечень входят такие виды, как предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, производство строительных материалов и изделий.
- 2. Принцип презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Сущность данного положения в том, что организации и предприниматели, в отношении которых проводятся проверки, не обязаны доказывать свою невиновность, факт нарушения должны обосновать органы государственного и муниципального контроля.
- 3. Принцип открытости и доступности информации об осуществлении государственного контроля. Данный принцип подразумевает прозрачность осуществления государственного контроля, за исключением ситуаций, связанных с информацией, передача которой запрещена или ограничена нормами права.
- 4. Принцип соответствия полномочий органа государственного контроля с непосредственно осуществляемой проверкой. Однако, порой компетенция может быть настолько нечетко сформулирована, что позволяет толковать ее достаточно широко. В подобных случаях нужно четко выяснить имеет ли данное должностное лицо право проводить проверку или нет.
- 5. Принцип недопустимости проведения проверки одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя по аналогичным основаниям несколькими органами государственного контроля.
- 6. Принцип недопустимости требования о получении организацией, предпринимателем разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Если законодательством не регламентировано получение подобных документов, то проверяющий орган не имеет права требовать их у проверяемого субъекта.
- 7. Принцип ответственности проверяющих субъектов за нарушение российского законодательства при осуществлении государственного контроля. Данное положение служит сдерживающим фактором злоупотреблений контролирующих органов.
- 8. Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля проверяемых субъектов платы за проведение проверки. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводится бесплатно.
- 9. Принцип финансирования проверок за счет средств соответствующих бюджетов.
- 10. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.
При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:
- – государственную тайну;
- – коммерческую тайну;
- – служебную тайну;
- – иную охраняемую законом тайну.
Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки
Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:
- а) руководитель юридического лица;
- б) иное должностное лицо юридического лица;
- в) уполномоченный представитель юридического лица;
- г) индивидуальный предприниматель;
- д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
- Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.
Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки. К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки. А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности. Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.
Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными – решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, – если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.
Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:
- – 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
- – 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.
АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.
Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Разъяснения новых требований
Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и правовых актов Депсоцразвития Югры
Ключевым нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по осуществлению государственного контроля и надзора, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В 2017 году вступили в силу ряд изменений в данный нормативный акт, которые коснулись основных понятий, порядка и оснований проведения проверок.
Рассмотрим некоторые положения, вызывающие особый интерес и подлежащие, на наш взгляд, обсуждению.
1. Итак, введено понятие «проверочных листов (списков контрольных вопросов)».
2. Следующим значимым нововведением законодательства является «профилактика нарушений обязательных требований»
Так, в закон введена статья 8.2. «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Приказом Департамента от 29 марта 2018 № 368-р утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 год
Что же включает в себя программа профилактики правонарушений? Это мероприятия по:
1. Размещению на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
Такие руководства должны быть
Данный перечень подготовлен Департаментом по всем ключевым обязательным требованиям, нарушения которых наиболее часто встречаются в практике контрольно-надзорного органа и утвержден приказом Депсоцразвития Югры от 29 декабря 2016 года № 928-р, в редакции от 7 марта 2018 года № 268-р. Опубликован на официальном сайте Депсоцразвития Югры.
2. Второе мероприятие это – информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами.
Календарно-тематическим планом мероприятий на 2018 год бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» запланировано обучение работников из числа поставщиков социальных услуг и социальных предпринимателей.
В I квартале 2018 года проведены:
курсы повышения квалификации на тему «Современные методы социальной работы с людьми пожилого возраста и инвалидами»
3 вебинара на темы: «Технологии социальной работы с лицами БОМЖ», «Социальное сопровождение взрослых и детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, с целью соблюдения их социальных гарантий и юридических прав», «Оказание ранней помощи детям с особенностями развития».
До конца года планируется провести еще 12 обучающих мероприятий.
3. Ежегодное обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
Следующие публичные обсуждения Депсоцразвития Югры запланированы на 3 октября и 11 декабря 2018 года. В том числе на сайте Департамента ежеквартально публикуются обзоры правонарушений, выявленных в результате контрольно-надзорных мероприятий.
4. Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
5. Введены положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (ст. 8.3. Федерального закона № 294-ФЗ).
6. Изменены требования к обращению, на основании которых могут быть проведены внеплановые проверки. Введен обязательный «претензионный порядок» восстановления нарушенных прав потребителя, а именно:
Вопросы и ответы по реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Вопрос: Как должен быть уведомлен проверяемый предприниматель согласно Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и какие санкции грозят в случае неповиновения?
Ответ: Согласно п.3 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) заверенные печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручается под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
В п.1 ст. 19.4 КоАП РФ установлено, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
-на граждан в размере от 500 до 1000 руб.
-на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя должностного лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, если это лицо было надлежащим образом уведомлено о сроках и времени проведения проверки, должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, вправе возбудить административное производство в отношении указанного лица как воспрепятствующего проверке.
Вопрос: В каких случаях органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обязаны предупреждать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проведении проверки?
Ответ: Согласно ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п.2 ч.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Без предупреждения орган контроля вправе проводить внеплановую проверку только в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера либо если основание проверки явилось обращение потребителя о нарушении его прав.
Кроме этого, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Вопрос: Кого органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе привлекать к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в качестве экспертов и экспертных организаций?
Ответ: В соответствии с частью 6 ст. 12 Закон № 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля не вправе привлекать к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов и экспертные организации, состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом, а также являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводятся проверки, будет относиться к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
Аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность или объективность выводов эксперта (представителя экспертной организации).
Аффилированными лицами проверяемого лица, например, являются:
– по отношению к руководителю или иному должностному лицу, учредителю (участнику), представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, представителю индивидуального предпринимателя – его супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и их аффилированные лица;
– юридическое лицо, в котором проверяемое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли юридического лица;
– лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли проверяемого лица.
Также к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, является привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций.
Вопрос: Существует ли ответственность за отсутствие в организации журнала учета проверок?
Ответ: Часть 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ обязывает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей вести журнал учета проверок.
Форма журнала утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 “О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества должностных лиц, проводящих проверку, их подписи.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 9, 10 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Данный журнал, а именно информация, содержащаяся в этом журнале, может послужить дополнительным подспорьем для организаций, предпринимателей при отстаивании своих прав.
Если журнал учета проверок отсутствует, то проверяющие должностные лица укажут об этом в акте проверки (ч. 11 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Однако привлечь за его отсутствие контролирующий орган не вправе, так как законодательно ответственность за это не предусмотрена.
Вопрос: Могут ли органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля требовать плату за проведение мероприятий по контролю (надзору)?
Ответ: В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона № 294-ФЗ взимание органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю недопустимо.
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля не вправе осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю (ст. 15 Закона № 294-ФЗ).
Вопрос: Установлен ли Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» максимальный срок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?
Ответ: Частью 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ установлено, что срок проведения каждой из проверок (документарных и выездных), предусмотренных ст.ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ, не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятий в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную проверку, срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на пятнадцать часов.
Срок проведения каждой, из предусмотренных ст.ст. 11 12 Закона № 294-ФЗ (документарных и выездных) проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.
Вместе с тем, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя существует особый порядок установления сроков проведения плановых и внеплановых проверок. Так ст. 22 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ “О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя” в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны Республики Крым и города федерального значения Севастополя срок проведения плановой проверки составляет не более чем пятнадцать рабочих дней со дня начала ее проведения. В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать сорок часов для малого предприятия и десять часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней и не более чем на десять часов в отношении микропредприятий. Внеплановые проверки проводятся в срок не более пяти рабочих дней.
За нарушение сроков проведения проверки должностное лицо органа государственного контроля (надзора), проводившее проверку, подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Вопрос: В каком порядке должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должны ознакомить руководителя, иное должностное лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки?
Ответ: Статьей 18 Федерального закона от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) установлено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны ознакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки.
В соответствии со ст. 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки должен быть оформлен непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт должен быть направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.