Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "дефицит бюджета". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.
Дефицитом бюджета называют состояние бюджета государства, характеризующееся неспособностью перекрытия получаемыми доходами расходной части. Этот процесс сопровождается возникновением отрицательного сальдо. Подобное состояние государственного бюджета является характерным для многих государств, имеющих развитую экономику, вследствие инфляции.
Дефицит бюджета – отражение неустойчивости положения в хозяйственных и финансовых областях деятельности. Для его перекрытия используются внутренние и внешние источники финансирования, вследствие чего увеличивается государственный долг.
В качестве причин, способствующих возникновению дефицита бюджета, выступают следующие источники дефицита бюджета:
1) Увеличение расходов государства, обуславливаемых перестройкой структуры экономики и потребностью развивать промышленность.
2) Уменьшение количества доходов, поступающих в государственный бюджет при экономическом кризисе.
3) Чрезвычайные происшествия (военные действия, народные восстания, крупномасштабные техногенные катастрофы, бедствия, причиняемые стихией).
4) Неэффективная финансовая система государства.
5) Рост политического популизма – применения программ социальной направленности, не обеспеченных финансовым ресурсом.
6) Охват государственного сектора коррупцией.
7) Неэффективная налоговая политика, приводящая к увеличению экономического сектора, находящегося в тени.
Сокращение дефицита бюджета является серьезной проблемой по некоторым причинам:
- Первая причина: из-за большого объема расходов, которые необходимо производить государству. Накапливаясь в течение десятилетий, часть таких обязательств не может быть сокращена. Если будут снижены другие, это, как непопулярная мера, затронет интересы определенной части населения.
- Вторая причина заключается в сложности нахождения новых источников, которые позволили бы пополнить бюджет. Увеличение налогов оказывает негативное влияние на деловую активность в экономических секторах, как следствие экономика криминализируется, часть ее становится теневой, уклоняясь от налогов.
В классификации бюджетного дефицита используется ряд критериев. Характер возникновения определяет случайный или действительный дефицит бюджета. При наличии временных остановок поступления и расходования средств отмечается случайный или кассовый дефицит. Такой вид дефицита бюджета обычно встречается в местных бюджетах, которые находятся в достаточно большой зависимости от одного из источников, финансирующего их.
Не восполняемое отставание увеличения доходов в бюджете от увеличения расходов является причиной действительного бюджета. Предельная величина действительного бюджета закладывается законом, регулирующим бюджет в течение финансового года, но при исполнении бюджета это величина может быть снижена или завышена.
При определении продолжительности дефицита можно различить хронический или временный бюджетный дефицит. Для хронического дефицита характерно ежегодное повторение его в государственном бюджете. Наиболее часто он проявляется при продолжительном экономическом кризисе. Для временного дефицита характерна меньшая продолжительность. Его последствия представляют меньшую опасность для экономических процессов, возникая вследствие случайного колебания дохода и расхода. Необходимо принимать во внимание, что неумелое управление временным дефицитом может привести к хроническому дефициту.
Относительно плана различают плановый (предусмотренный в законодательном акте) или внеплановый дефицит бюджета, вызванный непредвиденным увеличением расходов либо значительным уменьшением доходов.
Учитывая расходы на обслуживание долга государства, дефицит является первичным или вторичным. При первичном дефиците наблюдается значительное превышение бюджетной статьи расходов относительно доходов. Причиной вторичного бюджетного дефицита является расходы на оплату процентов по уже существующему бюджетному долгу.
В других странах также различают следующие виды бюджетного дефицита государства:
- Дефицит циклического типа – характеризуется спадом активности в экономике и сокращением дохода от налогов.
- Дефицит структурного типа – характеризуется положительным или отрицательным бюджетным сальдо при существовании безработицы в естественном количестве, естественном уровне ВВП, наличии налоговых ставок и платежей по трансферам, которые определены законодательством. Этот вид дефицита – результат проведения дискреционного вида фискальной политики.
Облегчить экономические последствия дефицита бюджета страны можно принятием ряда мер, позволяющих управлять дефицитом.
1) Эмиссионное покрытие.
Выпуск дополнительных денежных средств позволит уменьшить или полностью покрыть дефицит бюджета. Эта мера приводит к инфляции, обесценивающей долг внутри страны, одновременно удешевляя мероприятия по его обслуживанию. При достаточно высоких темпах инфляции, могут отмечаться даже отрицательные ставки процентов, выплачивающихся по ценным государственным бумагам. В тоже время при высокой инфляции, которая может привести к гиперинфляции, наносится значительный вред экономике, который приводит денежную систему к деградации, обесценивает сбережения населения, сопровождаясь экономическим спадом. Дополнительно при инфляции государству приходится для каждого нового выпуска государственных бумаг устанавливать более высокую процентную ставку и вводить бумаги, имеющие плавающую процентную ставку. Из-за этого выгода, предоставляемая эмиссионным покрытием, значительно снижается.
2) Покрытие дефицита бюджета с помощью налогов.
Вводя дополнительные налоги и увеличивая ставки уже имеющихся налогов возможно в быстрые сроки увеличить бюджет страны. Но через некоторый период времени эта мера может сделать невыгодными вкладывание инвестиций в производство и предпринимательскую активность, приводя к снижению производства и увеличению доли теневой экономики. Следовательно, покрытие дефицита увеличением налогов дает эффект на короткий промежуток времени, через определенное время снижая доходы, получаемые бюджетом из-за уменьшения налогооблагаемых предприятий.
3) Секвестрование.
Является пропорциональным снижением имеющихся в бюджете статей расхода на какую-то определенную часть. Применение этого метода рассчитано на весь бюджетный год. Высшие органы власти могут определить ряд статей расхода, защищенных от секвестрования. Некоторые статьи, например, касающиеся выплаты внешнего долга страны, нельзя секвестровать.
В США, например, различают прямой (обязательный) и дискреционный тип статей расхода бюджета. Так как действующее законодательство гарантирует прямой тип расходов – социальных пособий, медицинских программ и т. п. – их нельзя урезать. Дискреционный тип расходов каждый год рассматривает и утверждает конгресс США, устанавливая лимит этого вида расходов. При превышении фактических расходов данных лимитов применяется секвестрование для уменьшения дефицита бюджета.
Финансирование дефицита бюджета производится двумя способами: денежным и долговым.
При денежном финансировании покрытие дефицита бюджета осуществляется правительством получением кредитов центробанка. При этом подразумевается выпуск (эмиссия) денег. Этот вид финансирования используют только в случае крайней необходимости из-за очень неблагоприятных последствий, которые могут произойти в экономике. Результатом использования этого инструмента является увеличение национальной денежной массы на определенное количество, которое не обеспечено выпускаемыми товарами и предлагаемыми услугами. Это приводит к росту инфляции, нарушению нормального механизма образования цены и итоговому падению курса национальных денег.
Дополнительно может проявиться «эффект Таньзи» как отрицательное следствие инфляции. Он заключается в сознательном оттягивании налогоплательщиками уплаты налога в бюджет. Отсрочка обесценивает эти деньги, снижая налоговую нагрузку, следовательно, уменьшая доходы, получаемые бюджетом и усугубляя дефицит бюджета. Из-за этого законодательством многих стран накладываются серьезные ограничения по применению этого метода для финансирования дефицита бюджета. В некоторых странах имеется запрет на кредитование правительства страны центрабанком. Бюджетный кодекс России сейчас также запрещает финансирование выпуском денег.
Финансирование долга производится выпуском приносящих доход обязательств государства, размещающихся и находящихся в свободном обращении в условиях фондового рынка, через определенное время погашаемых государством. Так как деньги при этом получаются от населения, денежная масса не растет.
Следовательно, имеются такие источники финансирования дефицита долговым способом:
- Кредиты, предоставляемые банками и небанковскими кредитными организациями.
- Кредиты, предоставляемые иностранными государствами, международными финансовыми организациями.
- Выпуск государством займов в виде ценных бумаг.
- Кредиты для бюджета, предоставляемые другими уровнями системы бюджета.
- Доходы, получаемые от реализации государственного имущества:
а) акций и долевых участий в промышленных предприятиях,
б) земельных участков и объектов природопользования,
в) государственных запасов металлов и камней, являющихся драгоценными.
Долговое финансирование имеет очевидное преимущество. Но имеются и отрицательные стороны заимствования государством. При приобретении государственных обязательств владельцами капитала, происходит сокращение инвестиций в экономические секторы, что снижает и предпринимательскую активность.
Финансирование бюджетного дефицита производится различными источниками внутреннего и внешнего типа.
1) Источники внутреннего типа.
В эти источники входят полученные в результате размещения бумаг, имеющих государственную ценность и имеющих номинацию в валюте страны:
- кредиты, получаемые бюджетом;
- кредиты, полученные от кредитных организаций или международных финансовых организаций;
- другие источники финансирования бюджетного дефицита внутреннего типа:
а) средства, полученные при реализации акций или других форм государственного участия в денежных вложениях;
б) средства от реализации запаса металлов и камней, имеющих драгоценность;
в) разница курса в средствах бюджета;
г) другие источники финансирования внутреннего типа.
2) Источники внешнего типа
Источники финансирования бюджетного дефицита внешнего типа включают:
- Денежные средства, полученные за счет размещения займов государства, осуществляемых выпуском ценных бумаг государством или регионом, имеющих стоимость в валюте других государств;
- Кредиты, предоставляемые иностранными государствами, международными финансовыми организациями, другими субъектами прав и иностранными юридическими лицами в валюте иностранных государств, в том числе иностранных кредитов (заимствований);
- Кредиты, предоставляемые кредитными организациями в валюте иностранных государств;
- Другие источники финансирования бюджетного дефицита внешнего типа.
Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.
Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.
Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):
- Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
- Дефицит бюджета – это превышение расходов госбюджета над его доходами.
- Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.
Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:
- выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
- выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
- финансирование и кредитование других государств (внешний долг).
Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):
Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета
Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.
Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:
- реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
- реструктуризация государственного внешнего долга;
- усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
- сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
- упорядочение действующей системы социальных льгот.
Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.
Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.
Следует обратить особое внимание на понятие “первичный профицит”. Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.
Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).
Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).
Реально это означает следующее:
ДБ — К > РБ — ОГД,
- ДБ — доходы госбюджета;
- К — кредиты и займы;
- РБ — расходы госбюджета;
- ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).
В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:
- сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
- предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.
В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.
В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.
В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1. Внутренние источники, а именно:
- кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
2. Внешние источники следующих видов:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.
В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:
- разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
- иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).
В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:
- разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;
- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
- прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета ( например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).
Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).
Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.
Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования:
Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.
При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.
Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.
Дефицит государственного бюджета. Как он влияет на нашу жизнь?
Дефицит бюджета — это такое состояние государственной казны, когда доходов (даже с учетом заемных денег) не хватает на финансирование всех необходимых расходов.
Бюджетный дефицит – это превышение общей суммы государственных расходов над суммой полученных доходов. В обратной ситуации говорят о профиците бюджета.
Сам по себе, дефицит — не проблема, а скорее, отражение экономических процессов, происходящих в стране. Гораздо важнее, что конкретно является его причиной, и какими методами его покрывают. Уникальность госбюджета заключается в масштабе воздействия на экономику. Его возможности по распределению денежных потоков в разы выше, чем у любого хозяйствующего субъекта.
Государственный бюджет — документ, состоящий из двух частей. Доходная — отражает поток поступающих в казну налогов, прибыли госпредприятий, дивидендов от акций. Расходная (бюджетная роспись) — определяет направления использования денег на финансирование задач и функций государства (рис.1). Если на доходную часть преимущественно влияют экономическая ситуация и налоговая политика, то структура расходов меняется в зависимости от текущих потребностей, и больше зависит от складывающейся внутренней и мировой социально-политической обстановки.
Рисунок 1. Главные источники поступления доходов в ФБ и направления расходования.
Дефицит федерального бюджета возникает по разным причинам:
- в результате резкого или внезапного роста военных расходов;
- снижения поступлений налогов в доходную часть при экономическом спаде;
- при расширении расходных статей и увеличении финансирования по ним;
- вследствие инвестиций в крупные проекты (строительство космодрома, Керченского моста);
- из-за ошибок планирования, неэффективности налоговой политики, коррупции.
К нему приводит не только «стечение обстоятельств», но и государственная политика. Правительство любой страны всегда стоит перед выбором. Что на текущий момент должно быть в приоритете: накопление или потребление; рост экономики или социальная справедливость. С помощью бюджета распределяется национальный доход, меняется структура потребления, стимулируются или сдерживаются темпы экономического роста.
Пример. Рассмотрим текущий бюджетный дефицит в России. С профицитом он был составлен последний раз в 2011 году. В 2012 году имело место отрицательное сальдо в размере 0,3%. За последующие два года оно увеличилось почти в 10 раз: в 2013 — 2,5%, в 2014 — 2,3%. С одной стороны, эта ситуация обусловлена падением цен на нефть и снижением объема доходов, а с другой — увеличением финансирования по отдельным статьям (рис.2). Всего за 3 года общий рост расходов составил больше 35%, и львиная доля их приходится на национальную экономику, оборону и безопасность.
Рисунок 2. Темпы роста расходов ФБ в 2014 г. по отношению к 2011 г. по отдельным направлениям, в %.
Независимо от природы, дефицит должен быть профинансирован, для чего используются разные методы и их комбинации. Их принято делить на две группы.
1 Неэмиссионные способы покрытия отрицательного сальдо: внутренние и внешние займы.
Основные инструменты: размещение государственных долговых обязательств (облигации, другие ценные бумаги), банковское кредитование, займы в международных финансовых организациях. Каждый тип заимствования оказывает разное влияние на экономику, и вызывают разные последствия.
Внутренние долги — приводят к увеличению спроса на деньги, что влечет за собой повышение процентных ставок, то есть удорожание кредитов, снижает экономическую активность предприятий. Второй негативный эффект: угроза стабильности национальной валюты и устойчивости ЦБ, которые могут привести к дефолту. Внутренний заем имеет как финансовые, так и политические пределы.
Внешнее заимствование — имеет больше плюсов. Оно не вызывает изъятия средств из национальной экономики, а напротив: увеличивает финансовые возможности страны. Средства направляются на увеличение госзаказа, на оплату валютных закупок, на возврат внешних кредитов и оплату процентов по ним. Вследствие санкционной войны мировые банки денег России не дают, и она все больше занимает на внутреннем рынке (рис.1).
Рисунок 1. Размер внутреннего государственного долга РФ в 2011 – 2015 г.г., млрд. руб.
2 Инфляционные методы (эмиссия денежных знаков).
Такое финансирование предусматривает дополнительный выпуск бумажных денег. Бюджетный дефицит, простыми словами, покрывают за счет «включения печатного станка». К каким последствиям это приводит? Эмиссия спасает от роста внешнего долга, и расходов на его обслуживание, не уменьшает инвестиционный поток в экономику — даже стимулирует совокупный спрос. Но она раскручивает инфляционную «спираль», поэтому допустима до определенного порога. При его превышении — ситуация выходит из под контроля.
Сбалансированная бюджетная политика означает равенство доходной и расходной частей. Это желательно, но практически невозможно в реальных условиях. Если ценой баланса выступает слишком жесткий режим экономии (принцип «по одежке протягивать ножки»), то это фактически означает отказ от экономического развития.
Кроме того, рост оборонных расходов приводит к ущемлению других направлений, а по уровню «социалки» — мы всего лишь на 73 месте в мире. Стремление к ежегодному принятию бездефицитного бюджета, по мнению экономистов, может привести к двум последствиям: повышению налогов и снижению качества жизни. Чтобы этого не происходило — в текущих условиях и закладывается дефицит. Перспективное направление его покрытия — долговая политика по уменьшению внешнего долга, и замещению его внутренними займами.
Все страны имеют дефицит бюджета и покрывают его за счет кредитов. Причем их объем превышает размер национального ВВП. Так, в 2011 году у нас был профицитный бюджет, в то время как в других странах баланс был отрицательным: Америка – 14,3%; Англия – 8,4%, Германия – 2,3%; Франция – 6,0%; Япония – 10,0% от ВВП. В России этот показатель достиг 2,6% в 2015 году, и до критического показателя (60%) нам еще далеко.
Бюджетный дефицит – отрицательное сальдо доходов и расходов государственного бюджета.
Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:
- рост госрасходов – как на плановые государственные цели, например на модернизацию экономики, реализацию национальных программ и пр., так и на чрезвычайные: стихийные бедствия, войны и др.;
- сокращение государственных доходов из-за экономического кризиса, рецессии, падения цен на экспортные товары, такие как сырье, а также на электронику и пр.;
- неэффективность государственной политики, финансовой системы. Низкие сборы налогов и подъем теневого рынка. Популизм действующей власти;
- высокие бюджетные расходы, которые связаны с чересчур большим заимствованием в прежние годы и в результате которых цена обслуживания долга становится чрезмерной.
- Коррупция в государственном секторе.
- Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
Бюджетный дефицит следует отличать от так называемых кассовых разрывов, когда доходы и расходы разделены во времени, что вызывает недостаток средств в какой-то промежуточный период. Как правило, реальный бюджетный дефицит носит плановый характер: его максимальные предельно допустимые параметры утверждаются при принятии.
Существует несколько методов снижения уровня бюджетного дефицита. Во-первых, это можно сделать, проведя эмиссию денег. Такой путь неминуемо приведет к инфляции, т. е. к обесценению денег в обращении и подрыву доверия к национальной валюте.
Во-вторых, налоговое покрытие – введение дополнительных налогов, в т. ч. на определенные слои населения – «налог на богатых», некоторые виды деятельности компаний, например производство сигарет, и пр. В то же время увеличение налогового бремени в более долгосрочной перспективе ведет к сокращению производства, развитию теневой экономики.
В-третьих, секвестирование бюджета – пропорциональное уменьшение статей расходов в соответствии с доходами. Далеко не все статьи могут быть секвестированы – например, такие действия с обслуживанием внешнего долга будут расценены как дефолт. А сокращение затрат в социальном секторе способно привести к росту напряженности в обществе.
Для финансирования дефицита бюджета могут быть использованы как внешние, так и внутренние заимствования. Для этого на финансовый рынок выпускаются государственные ценные бумаги. Кроме того, одной из статей доходов в таком случае может стать продажа государственной собственности: запасов драгоценных металлов и камней, приватизация земельных участков и объектов природопользования, а также государственных предприятий.
На практике для того, чтобы оценить размер дефицита бюджета, используется его процентное отношение к ВВП. В таком исчислении бюджетный дефицит РФ составил в 2010 году 2,9 трлн рублей, или 5,4%, при этом Россия занимает 150-е место в мире. Наибольший дефицит бюджета у Ирландии – 32,4% и Ирака – 23,9%. Из наиболее развитых стран у Великобритании – 10,2%, у США – 8,8%, у Японии – 7,7%, у Франции – 6,9%, у Германии – 3,3%.
Утверждённый или исполненный бюджет считается сбалансированным, если его доходы полностью соответствуют расходам.
Дефицит бюджета – это превышение доходов над расходами.
Обратное явление – профицит.
Причины дефицита бюджета:
1) Опережающий рост расходов по сравнению с доходами (эта причина свойственна для развитых стран);
2) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в разтитие экономики;
3) Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становиться недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
4) Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
Величина дефицита Государственного Бюджета является одним показателей состояния государственных финансов. Так за последние 20 лет ситуация менялась следующим образом: с конца 80-х по середину 90-х годов резко возрос дефицит бюджета. Это было связано с изменением формационного уклада России. (Новые экономические отношения – капитализм). С середины 90 – х по 2008 год происходил рост экономики и дефицитность была заменена профицитом. (Накопили в 2007-2008 гг. стабилизационный фонд). Сейчас опять стадия стагнации.
Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90 –х годов явились:
1) Низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;
2) Нерациональная структура бюджетных расходов усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам и т.п.;
3) Неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
Относительной величиной бюджетного дефицита является отношение дефицита бюджета к ВВП. Этот показатель характеризует возможности государства в привлечении необходимых средств на покрытие дефицита.
Нормальное соотношение 2-3%.
Таким образом Бюджетный Дефицит может выполнять 2 функции:
Нормальный дефицит бюджета – государство сознательно увеличивает расходы с тем, чтобы оживить экономическое развитие.
Последствия дефицита Государственного Бюджета:
1) Усиление инфляционных процессов;
2) Сокращение реальных доходов населения (обострение социальной напряженности);
3) Увеличение Госдолга;
4) Сокращение платёжеспособного спроса;
5) Снижение темпов экономического роста;
Крайне отрицательные последствия (финансово-экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Только на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;
2) Бюджетный дефицит, о чём свидетельствует мировой опыт, не должен превышать 2-3% ВВП.
3) Для покрытия дефицита бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные методы.
Методы покрытия дефицита бюджета:
1) Дополнительная эмиссия денег;
2) Ужесточение налоговой политики;
3) Выпуск долговых государственных ценных бумаг;
4) Государственные займы и кредиты;
Управление дефицитом бюджета:
Для преодоление дефицита бюджета необходимо:
1) Выработка чёткой программы финансового маневра в пределах имеющейся денежной массы;
2) Определение источников покрытия Дефицита Бюджета;
3) Осуществление контроля за ходом развития бездефицитности Бюджета;
4) Определение платёжеспособности населения и юридических лиц.
Направления преодоления дефицита бюджета.1) Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;
2) Резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;
3) Прекращение оказания помощи другим государствам и продажа на мировом рынке части задолженности других стран бывшему Советскому Союзу;
4) Снижение военных расходов;
5) Сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
6) Запрещение Центральному Банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами;
7) Привлечение иностранных инвестиций.
Для сбалансированности бюджетов:
В Бюджетном кодексе РФ установлены нормы, регулирующие дефицит бюджета:
- – в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в законе (решении) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета;
- – текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, местного бюджета;
- – размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации;
- – размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. (в первоначальной редакций предел составлял 5%);
- -размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в первоначальной редакции предел составлял 3%);
- – в случае утверждения законом субъекта РФ, нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ, местного бюджета может превышать установленные ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
В случае, если в ходе исполнения бюджета имеет место превышение предельного уровня дефицита бюджета, или значительное снижение доходов, то предусмотрено введение механизма секвестра расходов.
Секвестр – пропорциональное сокращение государственных расходов (на 5,10,15 и так далее процентов) ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета, в течение оставшегося (до конца финансового года) периода.
Защищёнными статьями бюджета считаются те статьи, финансирование которых осуществляется в полном объёме.
Перечень защищенных статей, не подлежащих секвестрованию, как правило, стабилен и утверждается в составе бюджета, где приводится отдельной статьей.
Основные защищённые статьи:
заработная плата (денежное довольствие у военнослужащих), стипендии, государственные пособия, погашение внутреннего товарного долга, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ и др.
Решение о введении секвестра принимает Правительство РФ и уведомляет об этом Федеральное Собрание Российской Федерации. В решении указывается размер секвестра (процент сокращения расходов) и период времени, на который он вводится.
Классификация источников
финансирования дефицитов бюджетов (статьи):
1) Долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах;
2) Кредитные соглашения и договоры, заключённые от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, Государственных Внебюджетных Фондов;
3) Привлечение прочих источников финансирования дефицитов бюджетов;
4) Погашение долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах;
5) Погашение кредитов по кредитным соглашениям и договорам, заключённым от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, Государственных Внебюджетных Фондов;
6) Погашение обязательств за счёт прочих источников финансирования дефицитов бюджетов;
7) Государственные и муниципальные гарантии;
8) Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
9) А) Продажа акций;
Б) Продажа земельных участков, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
10) Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней (поступления от их реализации);
11) Остатки средств бюджета;
12) Курсовая разница.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита бюджета, включает статьи, относящиеся только к федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ:
1) Долговые обязательства РФ и Субъектов РФ, выраженные в ценных бумагах, номинированные в иностранной валюте;
2) Кредитные соглашения и договоры, заключённые от имени РФ и субъектов РФ, номинированные в иностранной валюте;
3) Прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов;
4) Государственные гарантии в иностранной валюте.
Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.