Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "что делать если транспортная компания потеряла груз". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.
Содержание
Что мне делать, если транспортная компания потеряла мой груз?
ТК ПОТЕРЯЛО ГРУЗ
Здравствуте. в интернет магазине был приобретен товар на сумму 32775руб. 22.02.2018г. согласно накладной поставщик передал груз тТК Энергия, 28 февраля груз отправлен из москвы и до сегодняшнего дня 16.03.18г. так и не появился в ближайщем пункте пиема Новосибирске. С 14.03.18г. по заявке груз ищут на складах (так мне ответил оператор”) Известно, то, что машина на которой якобы шел груз уже прибыла в Новосибирск, груза в ней не было, на складе его тоже нет. Груз был не застрахован. Возможно ли в данной ситуации требовать компенсацию с ТК за утерю груза ? На какие законы ссылаться? Чеки оплаты груза имеются, Поставщик подтвердит стоимость и отправку.
Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:
Сегодня мы уже ответили на 896 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.
Добрый день Тамара.
Во первых нужно исходя из информации на сайте разобраться с моментом перехода рисков утраты товара с продавца.
В случае, если риски переходят с момента передачи товара перевозчику, вам следует направить претензию перевозчику. Ответ они должны дать в течение 30 дней. После этого, если претензия не будет удовлетворена следует обращаться в суд.
Основание ГК РФ:
Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов
1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
LizarD71 › Блог › ТК потеряла груз: кто виноват и что делать.
Собственно, ситуация обозначена в названии.
Тем, кто что-то заказывает или отправляет — мой совет, основанный на опыте: ВСЕГДА указывайте реальную ценность груза (объявленную ценность). Пусть будет чуть дороже, но случись чего — очень сильно упростите себе жизнь.
В поисках подрулевого блока набрёл на объявление Михаила ( CaSBeat ) о продаже.
Обсудили, договорились и осуществили сделку.
19 сентября 2017 г. Михаил отправил мне блок. Отправил транспортной “Кит”, т.к. почта что-то доверия не внушала, решили так будет надежнее (ага, как же). Он еще спрашивал, указывать ли объявленную ценность — я по простоте своей душевной сказал без разницы, вроде норм возят. А Михаил как чувствовал — указал полную стоимость, за что ему отдельное ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
В день, когда посыль должна была прибыть на терминал, трекинг выглядел так:
С ТК разговаривать бесполезно — на все вопросы колл-центр отвечает “ничего не знаем, служба безопасности ищет груз”. Этот ответ, также как и трекинг, не поменялся до самого конца истории. Кстати, то же самое операторы твердили и о состоянии рассмотрения претензии — “ничего не знаем, претензионный отдел рассматривает”. Наверное у них на любой нетипичный вопрос ответ такой — мы хз, ХХХХый отдел разбирается ))
Теперь о главном — что делать, если полимеры , ну то есть груз — про___али.
Во-первых, нужно ознакомиться с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона №87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” от 30.06.2003г.
Во-вторых, с договором (зачастую он же — накладная). Бывает, что в накладной ссылка на полный текст договора на сайте — тогда читаем с сайта. Оцениваем критически, т.к. очень часто в договоре некоторые пункты противоречат закону — их игнорируем.
Убедившись (я надеюсь) в своей правоте, пишем претензию.
В претензию вписываем все копии прилагаемых документов — копия накладной, копия договора, квитанция перевода средств и т.п. И, собственно, прилагаем эти копии.
Печатаем всё в 2-х экземплярах и несем в офис ТК. На вашем экземпляре они обязаны поставить отметку о принятии. Отметка должна содержать сведения о лице принявшем претензию: должность (например, менеджер), его подпись, фамилию с инициалами, дату получения (число, месяц, год), а также оттиск печати или штампа организации. У ИП может не быть печати, но спросить об этом не помешает.
Если уклоняются от получения претензии — направляем заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения на юридический адрес компании. В описи нужно указать: претензия с требованием ____________ (указать конкретное требование — из текста претензии).
Собственно, всё. Часики тикают, на ответ у организации есть 30 дней.
Если отказали или не ответили в срок — тогда суд. До этого у меня не дошло, т.к. после визита и недвусмысленного уверения, что спустить на тормозах не выйдет — они таки быстренько рассмотрели претензию и выплатили компенсацию в полном объёме.
Итого по времени у меня вышло:
7 дней после планируемой даты доставки;
30 дней ожидания, чтобы посыль имела статус “утрачена”;
30 дней ожидания реакции на претензию;
на 31-й день выплатили деньги.
Долго, но без споров, брёха и нервов.
По суду мало чего могу сказать, ибо не сталкивался.
Но вот пара моментов которые успел выяснить:
1. Подавать можно в мировой суд по месту собственной прописки.
2. Если в договоре с ТК есть пункт о подсудности, указывающий, что иски по спорам нужно подавать по месту регистрации ТК (у чёрта на куличках), то в иске первым делом нужно просить суд признать данный пункт недействительным на основании ст.17 закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”. Если этого не заявить, суд может счесть, что вы согласны с соответствующим пунктом договора и на этом основании отказать в иске.
3. В случае выигрыша дела суд оштрафует ТК в вашу пользу на 50% суммы иска, так что можно еще и в плюсе остаться. Но не стоит забывать, что наше правосудие — это зачастую рулетка, как по времени, так и в плане получаемого результата.
Повреждение или потеря груза транспортной компанией: как компенсировать ущерб?
Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей. Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций. Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде. В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.
Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.
Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком
При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов. Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора. В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.
Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК. В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.
Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.
Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции. Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.
Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам. Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами. Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.
Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:
- Если ТК потеряла груз в полном или частичном объёме, исполнитель должен компенсировать потребителю стоимость утраченного товара, согласно прописанной в документах суммы.
- Если компания повредила товар в процессе транспортировки, сумма компенсации может варьироваться в зависимости от условия, поддаётся возобновлению груз или его восстановить невозможно. В первом случае суд может обязать исполнителя выплатить разницу, на которую понизилась ценность товара, во второй ситуации, когда товар не подлежит восстановлению, компенсируется стоимость в полном объёме.
- Компенсации подлежит стоимость затрат потребителя за оплату услуг компании по перевозке груза.
Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.
Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза
Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения. Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица. При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.
Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза. Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.
Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации
Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю. При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.
Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.
Регламент оформления исковой документации грузополучателем
Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.
Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.
Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз. Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины. Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.
Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена. Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия. Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.
Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем
Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.
На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок. Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме. Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.
Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.
Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:
- Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
- Сопроводительные документы на груз.
- Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
- Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.
В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда. Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора. По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.
Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты. Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам. Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.
Случаи утраты груза в транспортных компаниях возникают часто. Претензии по утрате груза занимают 2 место, от всего количества поступающих в транспортные компании претензий, после претензий о повреждении груза.
Причин утраты несколько: начиная от халатности персонала на складе и утраты груза в процессе логистических операций и заканчивая уничтожением груза в результате ДТП (аварий на транспорте) и форс-мажорных обстоятельств.
Законодательно ответственность перевозчика и экспедитора урегулирована Гражданским кодексом и специальными законами: Федеральный закон № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федеральным Законом № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в соответствии с которыми ответственность транспортной компании за утрату груза закреплена:
- в размере реальной, документально подтвержденной стоимости груза (недостающей части груза), если груз принят без объявленной стоимости;
- в размере объявленной стоимости (части объявленной стоимости при частичной утрате), если груз принят с объявленной стоимостью. А также транспортная компания несет дополнительную ответственность в размере упущенной выгоды (при доказанности).
- Фиксация факта утраты груза. Необходимо составить акт с транспортной компанией, в котором зафиксировать факт утраты груза и указать, что конкретно утрачено: наименование, марку, модель, количество, стоимость. Если утрачена часть груза, сверяйте каждую позицию и фиксируйте все, поскольку в соответствии с законом считается что груз получен, если в день получения груза не зафиксирована утрата конкретной позиции груза. Исключение составляют специальные типы грузов, утрату которых обычным способом нельзя выявить.
- Уточните у специалистов транспортной компании в результате чего утрачен груз: пожар в транспортном средстве, кража, мошенничество и т.д. Утрачен только Ваш груз либо утраченных грузов много. В чем важность? В некоторых транспортно-экспедиционных компаниях ответственность перевозчика-экспедитора застрахована и при наступлении значительного события транспортная компания сама заинтересована в скорейшем возмещении убытков. Например, если сгорела авто-фура и весь перевозимый в ней груз, транспортная компания заявляет данное событие страховщику как страховой случай и страховщик компенсирует все понесенные убытки транспортной компании, в том числе и те выплаты, которые транспортная компания произвела пострадавшим клиентам. В таком случае транспортная компания крайне заинтересована в том, чтобы как можно быстрее заплатить пострадавшим клиентам и не доводить дело до суда, т.к. компенсирует эти затраты через страховую компанию. На моей практике были случаи, когда в подобной ситуации сотрудники транспортной компании помогали клиентам готовить пакет документов к претензиям в свой адрес и были заинтересованы в скорейшей выплате компенсаций.
- Если Вы являетесь грузополучателем, проверьте условия договора с грузоотправителем (продавцом/поставщиком товара). Если в договоре указано, что право собственности на товар переходит с момента получения товара покупателем, то пострадавшим по утрате товара является грузоотправитель. И грузоотправитель в рамках заключенного договора поставки должен компенсировать Вам цену оплаченного товара. Дальнейшие разбирательства с транспортной компанией проводить ему, а не Вам.
- Претензия. Подготовьте претензию с приложением копий подтверждающих документов. Важно не прикладывать оригиналы документов, поскольку в случае отказа в удовлетворении претензии оригиналы документов Вам понадобятся для обращения с иском в суд. Претензионный порядок является обязательным в силу требований Федерального Закона № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федерального Закона № 259-ФЗ«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В претензии кратко опишите ситуацию, маршрут следование груза, маркировку груза наименование и стоимость груза, дату и место фиксации утраты груза. К претензии приложите следующие документы:
- документы, подтверждающие передачу груза к перевозке: экспедиторскую расписку, транспортную накладную и т.д.,
- документы, подтверждающие стоимость груза: товарную накладную, счет продавца товара,
- банковские реквизиты для удовлетворения претензии и оплаты компенсации,
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия подписанта.
- Зачастую на сайтах транспортных компаний есть образцы претензий, которые в целом соответствуют требованиям закона. Во избежание дополнительных затрат можно использовать предлагаемую форму.
- Подайте претензию в транспортную компанию без отлагательств. Срок подачи претензии — 6 месяцев. Претензия подается в 2 (двух) экземплярах, чтобы транспортная компания на втором экземпляре поставила отметку о принятии, указав дату принятия, входящий номер и заверив печатью вернула его Вам в подтверждение факта обращения. Если Вы не хотите подавать претензию самостоятельно, можно отправить претензию в 1 (одном) экземпляре почтой. В этом случае отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и обязательно сохраните опись и почтовую квитанцию об отправке. Срок ответа на претензию 30 (тридцать) дней.
- В идеале о результатах рассмотрения претензии Вы узнаете из поступивших на Ваш расчетный счет денежных средств в требуемой сумме. Но такое бывает крайне редко, поскольку для транспортной компании — это расходы.
- В случае получения отказа от удовлетворения претензии либо получения компенсации в многократно меньшем размере, Вам необходимо обращаться в суд с иском, срок обращения 1 (один) год, и в суде доказывать все обстоятельства и размер причиненных Вам убытков.
Я рекомендую обращаться за квалифицированной юридической помощью в момент, когда вы узнали об утрате груза. Привлекая юриста по транспортным спорам еще до составления акта об утрате груза и подачи претензии, вы на 30-50 % увеличиваете вероятность ее удовлетворения транспортной компанией на стадии рассмотрения претензии, поскольку юрист работающий в данной тематике знает массу деталей и обстоятельств, влияющих на быстрое и положительное рассмотрение претензии. А с учетом того, что в случае отказа в удовлетворении претензии необходимо обращаться с иском в суд, а средний срок рассмотрения дел данной категории составляет 6 месяцев — вдвойне целесообразно сразу обратиться к профессионалам для скорейшего возмещения убытков.
Деятельность грузоперевозчиков характеризуется большим количеством факторов риска, которые могут стать причиной существенных убытков как для транспортной компании, так и для ее клиента. С перевозимым имуществом в пути может произойти большое количество негативных ситуаций, наиболее опасной среди которых является его потеря. Если потеряли груз в транспортной компании, то это, как правило, приводит к длительным и убыточным судебным разбирательствам. Специфика таких дел обусловлена особенностями самой сферы грузоперевозок: транспортируемое имущество зачастую имеет высокую изначальную стоимость и объемы, поэтому сумма требуемой клиентом компенсации в определенных ситуациях способна обанкротить компанию-перевозчика. Поэтому необходимо знать, какие действия предпринимать при потере груза, как определяется и выплачивается сумма компенсации, а также другие важные нюансы. Первое же, что необходимо предпринять транспортной компании, – обратиться к квалифицированным юристам, специализирующимся именно на транспортной отрасли российского Законодательства.
Утрата груза или его части в процессе перевозки наносит его отправителю, владельцу и получателю материальный ущерб, и они имеют законное право требовать его компенсацию. Для этого должны быть правильно и своевременно составлены определенные документы. Прежде всего, это соответствующий акт, который оформляется сразу же, как только выявляется факт утраты перевозимого имущества. При этом должны присутствовать представители получателя груза и компании-перевозчика, которые визируют акт своими подписями после его составления. Если представитель транспортной компании не согласен с предъявляемой претензией, то он имеет право не подписывать документ. Однако он приобретает юридическую силу и при наличии подписи только получателя.
Во многих случаях грузоперевозчику выгоднее урегулировать конфликт мирным путем. Это обусловлено спецификой всей транспортной отрасли:
- судебные разбирательства способны нанести серьезный удар по репутации компании, что скажется на ее доходности;
- закон в большинстве случаев встает на сторону клиента, поэтому выплаты компенсации при отсутствии особых обстоятельств и квалифицированной юридической помощи избежать практически невозможно;
- расходы на судебный процесс дополнительно бьют по бюджету компании, кроме того, клиент, выигравший дело, имеет право требовать компенсации не только стоимости утраченного груза, но и судебных издержек.
При невозможности мирного решения грузополучатель имеет право обратиться с исковым заявлением в суд. Основными документами здесь будут описание обстоятельств утраты груза, акт, составленный при выявлении данного факта, а также аргументированное обоснование величины понесенного ущерба. Для того, чтобы максимально защитить свои права в ходе судебного разбирательства, грузоперевозчику следует заблаговременно позаботиться о квалифицированной юридической защите.
Процесс и особенности разрешения споров, когда транспортная компания потеряла груз, закреплены в различных законодательных актах. Основополагающее значение здесь имеет ст. 796 Гражданского кодекса России. В ней законодатель однозначно определяет, что ответственность за сохранность перевозимого груза несет перевозчик либо сотрудник отправителя, выполняющий задачи экспедитора.
Здесь же говорится, что исполнитель грузоперевозки обязан в полном размере компенсировать клиенту материальный ущерб, возникший в результате полной либо частичной утраты перевозимого имущества. Ответственность же экспедиторов, как показывает юридическая практика, может быть лишь частичной. Другими словами, с грузоперевозчика в любом случае будет взыскана компенсация.
Дополнительно обязанность возмещать клиенту понесенный в результате потери груза ущерб закреплена ст.223-224 ГК РФ. Их положения устанавливают полную ответственность исполнителя с момента передачи ему имущества и составления соответствующей документации до факта получения перевозимого груза получателем, что также фиксируется документально.
Таким образом, грузоперевозчик при потере либо повреждении доверенного ему груза попадает под действие презумпции виновности. Это означает, что если отправитель, получатель или другое заинтересованное лицо направит в суд исковое заявление по поводу утраты перевозимого имущества, то транспортная компания по умолчанию признается виновной, если она не сможет собрать и предоставить неопровержимые доказательства непричастности и невиновности.
Основным документом, без которого возбуждение разбирательства невозможно, в данной ситуации является акт приемки груза отправителя транспортной компанией, завизированный подписями ее представителей. Также в пользу перевозчика играет то, что сроки подачи исков по поводу утраты или порчи перевозимого имущества законодательно ограничены и индивидуально определяются для разных способов и условий транспортировки.
Как уже отмечено, Законодательством установлена практически неопровержимая виновность грузоперевозчиков за утрату и порчу груза. Однако ответственность транспортных компаний при возникновении таких ситуаций может быть различной – она зависит от объема нанесенного ущерба, обстоятельств происшествия и других индивидуальных условий. В отечественной юридической практике на утратившего груз перевозчика могут налагаться следующие санкции:
- если компания потеряла груз частично либо в полном объеме, то возмещение производится в объеме, рассчитываемом по указанной в документах стоимости;
- при повреждении груза в ходе перевозки в первую очередь должна быть установлена возможность его восстановления. Если ремонт допускается, то перевозчика суд обязывает компенсировать только стоимость восстановительных работ и потерю стоимости товара. Если же ремонт невозможен, то транспортная компания должна возместить его полную стоимость;
- клиент компании-перевозчика также имеет право требовать компенсации затрат непосредственно на транспортные услуги.
Какие документы регламентируют ответственность транспортной компании
Документальная база, регламентирующая ответственность перевозчика при утрате либо повреждении груза, зависит от различных условий, среди которых:
- способ транспортировки;
- география маршрута.
Основополагающее значение имеет Гражданский кодекс – его нормы распространяются на все виды транспортных услуг и имеют первостепенное значение. Основные положения, определяющие характер отношений перевозчиков и клиентов, зафиксированы в ст. 796-797 ГК РФ.
Для сферы автомобильных грузоперевозок также главенствующее значение имеют положения «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», утвержденного ФЗ №259. В гл.2 данного документа приводится исчерпывающая информация о правилах оформления и осуществления грузоперевозок.
При международных грузоперевозках определяющее значение имеет «Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом». Ее нормы действуют на территории 55 стран, при этом необязательно, чтобы и пункт отправления, и пункт прибытия находились на их территории. Достаточно, только один из них размещался в стране-участнице Конвенции.
Юридической силой также обладают договора и соглашения, заключаемые между транспортной компанией и отправителем груза. В них могут быть зафиксированы индивидуальные условия ответственности сторон при повреждении либо утрате груза. Для того, чтобы минимизировать свои риски в данном случае, настоятельно рекомендуется пользоваться квалифицированной юридической помощью. Специалисты «Общества защиты прав автомобилистов» проведут экспертизу имеющихся договоров и разработают проекты новых соглашений, что позволит минимизировать риски перевозчика.
В ситуации, когда транспортная компания потеряла застрахованный груз, действия перевозчика и его клиента будут иметь иной характер. Основной целью страхования является как раз защита от непредвиденных материальных потерь. Наиболее часто страхуются грузы с высокой ценностью, утрата или повреждение которых способны нанести существенный ущерб.
При наступлении страхового случая обязанность компенсировать понесенный ущерб возлагается на компанию-страховщика. Для этого страхователь должен обратиться в офис своей СК с полученным ранее полисом и пакетом документов, подтверждающих факт получения ущерба. Страховщик же, в свою очередь, имеет законное право требовать возмещения своих убытков с виновника, которым в большинстве случаев выступает перевозчик. В данном случае доказать свою невиновность транспортной компании становится существенно сложнее – все страховщики имеют в штате высококвалифицированных юристов, а также финансовую возможность привлекать лучших правозащитников. Поэтому ответчику потребуется профессиональная юридическая помощь, которой нужно заручиться как можно раньше. Только в этом случае спор со страховой компанией может оказаться успешным.
Здесь следует действовать в следующем порядке:
- Попытаться решить возникшую проблему в досудебном порядке. Это сэкономит вам время и деньги. Однако нужно помнить, что и мирное урегулирование конфликта должно подкрепляться соответствующими документами.
- Обратиться в суд, если предыдущий шаг не принес требуемого результата. Необходимо подготовить соответствующий иск и направить его в судебную инстанцию по месту расположения компании-перевозчика. Заявление необходимо подкрепить пакетом определенных документов: копией договора с перевозчиком, сопроводительной документацией на груз, актом, подтверждающим утерю либо повреждение груза, копии направленной в транспортную компанию претензии и ответа на нее.
При составлении искового заявления необходимо максимально точно и подробно описать возникшую ситуацию, обосновать сумму понесенного ущерба и прочих трат, связанных с искомым прецедентом.
«Общество защиты прав автомобилистов» – мы поможем вам восстановить справедливость
Юристы нашей компании окажут профессиональную помощь участникам конфликта и помогут найти оптимальный путь выхода из сложившейся ситуации. В своей работе мы строго соблюдаем принцип объективности и преследуем цель восстановить справедливость. Поэтому нашими клиентами являются как транспортные компании, которым необходима помощь в доказательстве своей невиновности, так и их клиенты, чей груз был утерян либо поврежден в процессе перевозки.
Не даем пустых обещаний
Более 10 лет на защите прав автомобилистов
Нашей основной сферой интересов является транспортная отрасль российского Законодательства, что обеспечивает обширный объем теоретических знаний, внушительный практический опыт разрешения споров различного уровня сложности и специфики. Каждый наш юрист – это полноценный профессионал своего дела, действующий исключительно в интересах клиента и в рамках закона. С нашей поддержкой вы сможете восстановить свои права и добиться справедливости!
Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.