Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "таможенная проверка". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.
Таможенная проверка – порядок проведения, виды и сроки
Здравствуйте! В этой статье поговорим о таможенных проверках.
Сегодня вы узнаете:
- Когда проводится таможенная проверка;
- Классификацию проверок;
- Какие последствия проверок могут быть.
Часто ведение своего бизнеса подразумевает производство или продажу товаров, которые нужно декларировать, прежде чем вывезти за пределы страны. В таком случае обязательно осуществляется таможенная проверка. Об особенностях этого процесса поговорим сегодня.
Значение термина представляет собой процедуру по досмотру товаров, проверке подлинности документов по контролю транспортных средств с целью выполнения требований таможенных правил.
Проверки эти осуществляются с целью наблюдения затем, чтобы были соблюдены законодательные нормы как юридическими, так и физическими лицами.
- Предпринимателей либо компании, произведенный которыми товар необходимо декларировать;
- Любых перевозчиков, которые транспортируют данный товар;
- Тех, кто осуществляет на своей территории хранение товаров.
Также вполне могут проверить тех, кто участвует в осуществлении различных сделок с товарами, подлежащими проверке. Помимо этого, если в отношении конкретного лица есть информация о том, что он использует товары, попавшие к нему с нарушением таможенных правил.
Проверки подразделяются на 2 основных вида:
В свою очередь, выездные проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Далее, на этих видах остановимся подробнее.
Такую проверку осуществляют, сверяя данные, которые были получены во время совершения таможенных операций с данными, зафиксированными в бухгалтерском учете. Ее проводят, не осуществляя выезда к проверяемому лицу. Кроме того, предупреждения о ее проведении не нужно.
Основаниями могут служить:
- Материалы, поступившие из различных контролирующих органов;
- Поручение, выданное таможенным органом государства, состоящего в Таможенном союзе, провести контроль в форме проверки;
- Плановые проверочные мероприятия.
Как только будет проведен подготовительный этап, ответственные за это подразделения занимаются составлением докладной записки. С опорой на которую будет приниматься решение проводить ли мероприятия по проверке. Решение будет оформлено в виде резолюции, дата которой и будет датой начала проверки.
Чтобы получить для проверки бухгалтерские и иные документы, должностное лицо направляет письменный запрос проверяемому, в котором может потребовать их предоставления.
В требовании четко указывается срок, в который информация должна быть предоставлена. Если этого времени мало либо документация отсутствует, проверяемое лицо может обратиться с просьбой продлить срок, либо известить о том, что документации нет в наличии. Если же этого не будет сделано, проверяемого привлекут к административной ответственности.
Проводить камеральную проверку в отношении одного и того же товара запрещено.
Стоит уделить внимание такому важному аспекту, как документация. В каком виде она должны быть предоставлена, сколько ее нужно хранить, выясним далее.
Документация предоставляется проверяющим органам электронно или на бумажном носителе. При этом к электронной форме бумажные копии обязательно нужно приложить.
Материалы предоставляются в виде копий, которые удостоверены печатью и подписаны руководителем компании либо самим предпринимателем. Если часть документов (или все) составлены на другом языке, инспекторам направляется их заверенный нотариально перевод.
Вся документация, которую могут затребовать таможенные органы, должна храниться у предпринимателя либо компании в течение 3-х лет, а у других участников 5 лет, после окончания того года, в котором документы утратили силу.
- Различные виды бухгалтерской отчетности;
- Счета-фактуры, товарные накладные;
- Сертификаты;
- Данные, занесенные в бухгалтерские программы.
Если проверяющие захотят заняться изучением материалов у себя, они должны составить акт приема-передачи документов и перечислить все, которые забирают.
Если у проверяемого лица по каким-либо причинам нет необходимой документации, таможенники могут предложить заняться ее восстановлением. Если последует отказ, наказания за это не будет, так как оно отсутствует в законодательстве. Но они имеют право рассчитать платежи самостоятельно, а затем оштрафовать предпринимателя за просрочку.
Кроме этого, отказ в предоставлении подтолкнет проверяющих уже к осуществлению выездной проверки.
Данную проверку проводят с осуществлением выезда по фактическому адресу юридического лица либо ИП. Она может проводиться в соответствии с планом либо внепланово.
Если проверку проводят на основании плана, для нее необходимо решение, принятое таможенным органом. Плановые проверки обычно профилактического характера, их цель – контролировать соблюдение законодательства.
Внеплановые проверки же проводят, чтобы выявить нарушение.
Основанием для ее назначения могут быть:
- Официальная информация, поступившая от гос. органов;
- Информация, которая поступила от вышестоящих таможенных органов;
- Другая официальная информация;
- Результаты камеральных проверок.
Прежде чем начнется проверка, сотрудники таможенной службы проводят анализ всей имеющейся информации. Для этого действует специальное подразделение по аналитике. Также исследуется стоимость всех товаров, подлежащих декларированию.
Иногда для вынесения решения об административном наказании достаточно только аналитического этапа. Если же данных явно недостаточно, назначается административное расследование либо выездная проверка.
Если выездная проверка является плановой, проверяемому юрлицу направляется извещение, с уведомлением, подтверждающим факт получения. Если заказное письмо вернется (адресат отсутствует) это не причина для отмены проверки.
Также лицу нужно вручить решение о проведении проверочных мероприятий.
Перед тем как начать проверку, сотрудники обязаны предъявить свои служебные удостоверения.
Если документ подписан лицом, которое не имело права этого делать, сотрудников на территорию компании можно не допускать.
Если проверка камеральная, то таможенники только изучают документацию.
А если выездная, то вполне могут:
- Осмотреть товары;
- Осмотреть помещения и территорию;
- Провести ревизию;
- Арестовать и изъять товары;
- Отбирать пробы;
- Истребовать информацию и документы;
Все мероприятия, которые планируется провести, должны быть перечислены в решении о ее проведении.
Если оформление результатов не вызывает вопросов, они могут быть использованы в суде для формирования доказательной базы.
Осуществление выездной проверки ограничено двумя месяцами, при этом есть возможность продлить ее на один месяц, если для этого есть достаточное основание.
Когда проверка завершается, обе стороны подписывают соответствующий документ. В данном случае это Акт проверки. Он содержит результаты проведенной проверки, предписание (в случае обнаружения каких-либо несоответствий). Эту документацию подписывают обе стороны.
С этого дня проверка по данному лицу больше проводиться не может.
Акт подготавливается в течение 5 дней. Один его экземпляр отправляется предпринимателю или компании в течение данного срока.
На этом проверка считается завершенной.
Любая проверка заставляет предпринимателя нервничать, даже если скрывать ему нечего. Поговорим о том, как себя вести, если к вам пришли проверяющие, в частности, таможенники и какие последствия могут быть у неправомерного поведения обеих сторон.
В самом начале общения стоит обратить внимание на документы (удостоверение), которые демонстрируют сотрудники таможенных органов. Если документация в порядке, ваша обязанность пустить инспектора на территорию. Если этого не сделать, сотрудники вправе проникнуть на территорию с применением физической силы. Если доходит до такого, то в присутствии понятых об этом уведомляется прокурор в срок 24 часа.
За препятствие проведению проверки, предпринимателю грозит штраф. Предприниматель или руководитель компании будет оштрафован на 2-4 тысячи рублей, другие работники на 500-1000 рублей.
Обязанность проверяющего – вручить вам копию решения о назначении проверки. Вы знакомитесь с ним, задаете вопросы, если что-то непонятно.
Вы, как проверяемое лицо, имеете следующие права:
- Без предъявления документов не пропускать проверяющих на территорию;
- Отказать в предоставлении информации по вопросам, которые не указаны в решении;
- Потребовать разъяснения ваших прав и полномочий;
- Отказать в доступе на территорию тем инспекторам, которые не значатся в решении о проверке.
Проведение проверочных мероприятий таможенными органами является стандартной процедурой для тех, кто участвует в экономической деятельности. Если законодательство полностью соблюдено, документация правильно оформлена, причин для беспокойства у предпринимателя нет.
Таможенная проверка – форма таможенного контроля, представляющая собой проверку, затрагивающую финансово-хозяйственную деятельности проверяемого лица (во внешнеторговой сфере или в целом).
Организация и проведение таможенных проверок осуществляется должностными лицами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, подразделениями (отделами) таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений и таможен.
Таможенная проверка проводится таможенным органом, в регионе деятельности которого:
– зарегистрировано проверяемое лицо;
– выпущен или находится товар.
ТК ТС не дает определения таможенной проверке как форме таможенного контроля. В п. 1 ст. 122 ТК ТС обозначена лишь цель таможенной проверки, а именно проверка соблюдения лицами требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов ЕАЭС. И далее, через отдельные положения статей ТК ТС, посвященных как таможенной проверке, так и всему таможенному контролю, раскрывается содержание данной формы таможенного контроля.
Лица, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, – это хозяйствующие субъекты государства – члена ЕАЭС (российские юридические лица или индивидуальные предприниматели).
Часть 2 п. 2 ст. 122 ТК ТС к таким лицам относит:
– лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, УЭО;
– лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров после их выпуска;
– иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
– лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
Таким образом, кроме первоначальных участников таможенных правоотношений таможенной проверке могут подвергнуться:
– лица, получившие права на товары в соответствии с отдельными таможенными процедурами (например, лицо, ремонтирующее временно ввезенный товар или переработчик товара, помещенного декларантом под таможенную процедуру переработки на таможенной территории);
– лица, являющиеся производителями и (или) продавцами товаров, вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
– приобретатели, продавцы, арендаторы, хранители и т.д. товаров, ввезенных на таможенную территорию.
В зависимости от поводов проведения таможенной проверки, а также подконтрольных лиц, таможенными органами проверяются:
– факт помещения товаров под таможенную процедуру (проверка законности перемещения товаров через таможенную границу);
– достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах (проверка декларантов, таможенных представителей, УЭО, перевозчиков);
– соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами (проверка декларантов, товары которых выпущены с предоставлением целевых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов);
– соблюдение требований, осуществления деятельности в сфере таможенного дела;
– соответствие условиям получения статуса УЭО;
– соблюдение условий таможенных процедур, действующих после выпуска товаров.
Проведению таможенной проверки предшествуют аналитическая и подготовительная работа (если по результатам аналитической работы принято решение о проведении таможенной проверки).
Таможенные проверки могут быть камеральными и выездными. Выездные таможенные проверки: плановыми и внеплановыми.
В процессе проведения таможенных проверок таможенные органы вправе:
– получать документы и сведения от проверяемых и других лиц (банков, государственных контролирующих органов);
– применять иные формы таможенного контроля (например, получение объяснений, проверка системы учета товаров и отчетности).
Камеральная таможенная проверка проводится таможенным органом по месту своего нахождения путем изучения и анализа имеющихся документов и сведений (например, представленных при таможенном декларировании товаров или при включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, УЭО).
Камеральные таможенные проверки не ограничиваются ни по частоте, ни по продолжительности.
По окончании проведения камеральной таможенной проверки составляется акт по форме утвержденной приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок».
Выездная таможенная проверка предполагает присутствие должностных лиц таможенного органа в месте нахождения (осуществления деятельности) проверяемого лица.
Выездная таможенная проверка проводится:
– на основании отдельного решения начальника (заместителя начальника) таможенного органа;
– комиссией, состоящей из должностных лиц таможенного органа;
– при предъявлении проверяемому лицу решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений должностных лиц таможенных органов, участвующих в выездной таможенной проверке.
Выездные таможенные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые выездные таможенные проверки проводятся в соответствии с предварительно разработанным таможенным органом планом проверок на определенный период времени, например календарный год. Плановые выездные таможенные проверки могут быть отнесены к профилактическим контрольным мерам, проводимым не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица и раз в три года в отношении уполномоченных экономических операторов.
Проведению плановой выездной таможенной проверки предшествует уведомление проверяемого лица о такой проверке. Сама проверка начинается не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения лицом уведомления.
Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их применения, при наличии соответствующих оснований (появление которых не может быть запланировано), например:
– получение данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенных правил;
– заявление заинтересованного лица на получение статуса УЭО;
– проверка достоверности сведений путем проверки иных лиц, связанных с проверяемым лицом сделками с товарами (встречная выездная таможенная проверка);
– выполнение запроса компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.
При проведении выездных таможенных проверок таможенные органы вправе проводить инвентаризацию товаров (в соответствии с НК РФ), изымать интересующие документы, налагать арест на товары или изымать их, опечатывать помещения с товарами.
Общий срок проведения выездной таможенной проверки составляет два месяца с возможным его продлением еще на месяц.
Для проведения экспертизы или получения дополнительных документов и сведений, в том числе от компетентных органов иностранных государств, течение срока проведения выездной таможенной проверки приостанавливается до шести месяцев.
Выездная таможенная проверка оформляется актом по форме, утв. приказом ФТС России от 30.12.2010 №2713.
Результаты проведения таможенной проверки могут указывать на факты неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов и (или) несоблюдения действующих запретов и ограничений, например, по причине неправильной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, неправильного определения таможенной стоимости или страны происхождения товаров. Данные факты отражаются в акте таможенной проверки и служат основанием для принятия соответствующих решений (о классификации товаров, о корректировке таможенной стоимости, о стране происхождения товара), принятия мер по взысканию таможенных платежей, возбуждения дел о нарушении таможенных правил или по признакам преступлений в сфере таможенного дела.
Порядок проведения таможенной проверки регламентирует гл. 16, ст. 122 ТК ТС. Согласно данной статье таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.
Все большую актуальность приобретают вопросы приведения форм и методов деятельности таможенных органов государств — членов ЕАЭС в соответствие с принятыми в мировой практике. В Киотской конвенции провозглашается принцип максимального использования автоматизированных систем, внедрения технологий анализа и управления рисками, включая анализ рисков и выборочный контроль, а также использование последующего контроля или постаудита. Таможенная проверка — это один из основных способов осуществления таможенного контроля, который применяется в большинстве стран мира.
В условиях функционирования ЕАЭС эта проблема остается актуальной. Смысл применения таможенной проверки заключается в выборочном таможенном контроле. После выпуска товаров проводится гак называемая внешняя проверка непосредственно на предприятии. Таможенная проверка, основанная на системе управления рисками, позволяет с большей степенью вероятности выявить:
- — признаки правонарушений, совершенных участниками ВЭД;
- — конкретные, относимые к рисковым, внешнеторговые сделки, и совершающих эти сделки участников ВЭД.
Под проверяемыми лицами понимаются:
- — декларант;
- — таможенный представитель;
- — перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
- — лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
- — лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
- – владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
- — уполномоченный экономический оператор;
- – иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными иод соответствующую таможенную процедуру;
- — лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении или пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
С образованием ЕАЭС круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, расширился. Теперь в перечень лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и могущих быть проверяемыми, входят и владельцы магазинов беспошлинной торговли, а также новый субъект таможенных правоотношений, появившийся в ТК ТС, — уполномоченный экономический оператор.
При таможенной проверке таможенными органами проверяются:
- 1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
- 2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
- 3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
- 4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств — членов ЕАЭС, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
- 5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
- 6) соблюдение установленных таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством государств — членов ЕАЭС условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ЕАЭС;
- 7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством государств — членов ЕАЭС.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с ТК ТС таможенному контролю теперь могут подвергаться не только непосредственные участники ВЭД, таможенные органы получили право проводить таможенную проверку получателей (владельцев) товаров, которые формально иногда не являются субъектами таможенных правоотношений, поскольку не являются непосредственными сторонами внешнеэкономической сделки.
Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств — членов ЕАЭС.
При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, о которых говорилось ранее (перечень установлен ст. 110 ТК ТС).
В ходе проведения таможенной проверки осуществляются:
- — проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
- — выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, способствующих этому;
- — выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение;
- — определение текущих и перспективных направлений таможенного контроля за деятельностью участников ВЭД и иных проверяемых лиц путем использования системы анализа и управления рисками, а также анализа эффективности механизмов таможенного контроля;
- — создание информационно-аналитической базы результатов таможенных ревизий и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле (актуализация рисков) для своевременного воздействия на указанные процессы;
- — получение, обработка и систематизация информации о деятельности проверяемых лиц с целью устранения недостатков в планировании, организации и проведении таможенного контроля подразделениями таможенных органов.
Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки. Это разделение, появившееся в ТК ТС, напрямую задействовано из налогового законодательства. Также из налогового законодательства перекочевали такие нормы, как разделение выездных таможенных проверок на плановые и внеплановые (п. 2 ст. 132 ТК ТС); определение оснований для назначения внеплановой выездной проверки (п. 4 ст. 132 ТК ТС); проведение встречной проверки (п. 7 ст. 132 ТК ТС); установление ограничений периодичности проведения таможенных проверок (п. 7 ст. 132 ТК ТС); закрепление обязанности направления проверяемому лицу уведомления о проведении плановой выездной проверки (и. 9 ст. 132 ТК ТС); приостановление проведения выездной таможенной проверки (и. 12 ст. 132 ТК ТС); перечисление прав и обязанностей должностных лиц, а также проверяемых лиц при проведении проверки (ст. 134, 135 ТК ТС).
Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов государства — члена ЕЛЭС в соответствии с законодательством государства — члена ЕЛЭС.
Можно заключить, что таможенная проверка представляет собой последующий контроль, поскольку он охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта за истекший период. Основное ее содержание — проверка соблюдения норм текущего законодательства. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности, позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля.
Если бизнес сопряжен с продажей или производством изделий, требующих декларирования для ввоза в другую страну, юридическому лицу обеспечена таможенная проверка. Процедура имеет разные этапы и может проходить в разных видах. Особенности данной процедуры рассмотрим в статье, чтобы понять, как она проводится, в каких случаях назначается.
Взаимовыгодное сотрудничество представителей экономической деятельности некоторых сопредельных с Россией стран предполагает поставки товаров за пределы своих территориальных границ. Чтобы исключить свободное проникновение опасной контрафактной продукции, была сформирована таможня, подписаны соглашения со всеми странами, входящими в Таможенный союз (ТС), и сформулирован порядок выполнения необходимых процедур для соблюдения норм законодательства. Основным документом, регламентирующим порядок проведения проверки, является Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), а точнее ст. 19 этого свода правил.
Цели проверки понятны – это наблюдение за выполнением указаний, предъявляемых юридическим и физическим субъектам законодательными нормами. Проверке подлежат любые лица, имеющие прямое или косвенное отношение к ввозимым/вывозимым товарам, если для этого есть основания:
- Декларант – предприниматель или организация, чей товар подлежит декларированию или от чьего имени осуществляется данная процедура.
- Любой перевозчик, осуществляющий транспортировку декларируемого товара, независимо от того частный это перевозчик или крупная транспортная компания.
- Таможенный представитель – независимое юридическое лицо, осуществляющее процедуру прохождения таможенной зоны.
- Уполномоченный экономический оператор (УЭО) – хранит товар на своей территории.
- Другие лица, указанные в перечне (ст. 122 ТК ТС) товаров, подлежащих проверке.
Проверки таможни имеют две формы выявления нарушения.
Камеральная проходит на территории надзорного ведомства (таможни). Проверяются данные, собранные из разных каналов. Этот вид выявления нарушений не имеет временных ограничений и может осуществляться инспекторами в любой момент.
Сотрудники таможенной службы изучают документы, представленные декларантом или другим лицом, вызывающим интерес у таможенного надзора, на соответствие информации правилам, установленным таможенным законодательством РФ или других стран-участниц ТС. Инспектор может обращаться к разным источникам, если возникают сомнения в достоверности декларации и других бланков, сопутствующих прохождению товара через границу.
Выездная ревизия проходит на территории юридического лица, месте производства, хранения или реализации продукции, подлежащей декларированию. Существует дополнительная классификация выездных мероприятий:
Второй вариант визита сотрудников таможни назначается по результатам камерального контроля, если у инспектора возникли сомнения или были найдены несоответствия. Внеплановая ревизия может быть назначена по обращению юридического лица о получении статуса уполномоченного экономического оператора для подтверждения соответствия заявителя таможенным льготам. Любые основания для внеплановой проверки должны быть обозначены в решении, которое направляется в качестве уведомления лицу, подлежащему осмотру и изучению обстановки.
Количество внеплановых визитов не ограничено, потому что причины могут появиться в любой момент. Но быть внезапными они точно не могут, потому что это нарушает права юридического или физического лица. Плановые проверки осуществляются только в установленные законодательством сроки:
- Один раз в год в отношении одного проверяемого лица согласно утвержденному предварительно графику.
- Один раз в три года в отношении уполномоченного экономического оператора, если нет оснований для более частых визитов.
Любые выездные проверки к проверяемому лицу и предоставление информации в возникшем вопросе иногда требуют встречного визита к другим участникам сделки для уточнения полученных сведений.
Встречная проверка – это разновидность выездного анализа ситуации. Как пример встречной ревизии можно назвать визит сотрудников таможни к производителю для подтверждения его существования.
В продажах многих брендовых товаров существует большое количество контрафакта. Товар производится в подвальных цехах, но реализуется как фирменный. Для исключения такого нарушения таможенники могут выехать по адресу, указанному в данных о производителе. Необходимость возникает, если у предпринимателя взяли образец изделия на экспертизу и был обнаружен контрафакт, хотя документы говорят о другом. Встречная ревизия на объекты производителя внесет ясности в обстоятельства.
Независимо от того, какие виды таможенного анализа предстоят органам, существует определенный порядок их проведения. Специалисты должны придерживаться установленных правил, чтобы самим не нарушить прав физического или юридического лица.
Независимо от формы таможенной проверки, инспекторы должны действовать согласно регламенту, прописанному в Порядке (Гл. 19). Инструкция для сотрудников Таможенной службы РФ была утверждена Приказом ФТС (Федеральной таможенной службы) и указывает на сроки, методы выездной проверки:
- Изначально, если не предусмотрена плановая ревизия, инспектор должен провести камеральную процедуру выявления нарушений. Если несоответствия информации, представленной разными источниками, не найдены, проверка по конкретному лицу за определенный период считается завершенной.
- Ситуация меняется, если при камеральной проверке у инспектора возникли сомнения или имеющейся информации недостаточно. Принимается решение о проведении внеплановой проверки, которое заносится в специальный акт. Проверяемому лицу поступает уведомление о предстоящем визите сотрудников таможни.
- Для направления уведомления используются разные методы, удобные ведомству: лично сотрудником таможенной службы руководителю организации или его представителю; заказным письмом по почте.
Выехать на объекты, где должны проходить проверочные процедуры, сотрудники ведомства могут не ранее 15 дней с момента вручения уведомления о предстоящем визите проверяемому лицу.
Законодательство государств, входящих в состав ТС, определяет срок выездных мероприятий – два месяца и возможность продления процедуры еще на один месяц, если имеется основание (не все документы изучены, отсутствуют результаты экспертизы товаров, взятых в качестве проб). Представители таможни, назначенные на проведение выездной проверки, должны быть указаны в решении. Проникнуть на объекты проверяемого лица сотрудники могут только после предъявления служебного удостоверения и решения о проведении ревизии.
Завершающий этап таможенной проверки – это документ, подписанный обеими сторонами (2 экз.). Он называется Акт таможенной проверки. Форма утверждена Приказом ФТС, который содержит рекомендации относительно инструкции для сотрудников. Образец формы можно посмотреть здесь.
В документе содержится решение по результатам ревизии и предписания, которые проверяемое лицо должно исполнить, если были обнаружены несоответствия в информации, представленной в декларации на товар. Заполненный документ подписывается должностными лицами таможенной службы и лицом, у которого осуществляется ревизия. С этой даты таможенные службы больше не могут проводить проверку по конкретному объекту или лицу.
В Таможенной конституции прописаны этапы работы проверяющих ведомств в отношении предпринимателей, декларирующих тот или иной товар. Окончательная подготовка акта по проведенной ревизии не должна длиться больше 5 дней, потому что, по регламенту таможенной проверки, экземпляр отчетного бланка должен быть передан проверяемому предпринимателю или организации в этот срок.
На этом ревизия заканчивается. Ее результат непредсказуем и заставляет волноваться не только руководителя и бухгалтера организации, но и других участников.
Таможенная проверка – это стандартная процедура для участников экономической деятельности, как и контроль налоговых инспекторов за бухгалтерскими отчетами и взносами налогоплательщиков. Если в финансовой сделке нет подводных камней и документы по декларированию заполнены правильно, повода для беспокойства нет.
Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.