Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "стратегия развития 2030". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.
Содержание
- 1 Создание ценностных ориентиров, разработка и внедрение передовых идей, развитие Санкт-Петербурга как центра мировой культуры и международного сотрудничества – такова особая миссия нашего города.
- 2 Генеральная цель Стратегии – обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности.
- 3 Стратегия развития венчурного рынка России до 2030 года
Для успешной реализации Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года необходимо чётко определить цели и расставить приоритеты, что особенно важно в текущих непростых экономических условиях. Это отметили участники панельной дискуссии «”Стратегия-2030″: контуры долгосрочного социально-экономического развития России», которая состоялась 13 января в рамках Гайдаровского форума – 2016 «Россия и мир: взгляд в будущее».
По словам министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, в условиях глобальной неопределённости, когда рынки лихорадит, а национальная валюта сильно зависит от сырьевых рынков, говорить о перспективе пятнадцати лет тяжело, но, тем не менее, это необходимо.
Принимая каждый день решения, Правительство, губернаторы, предприниматели, граждане не имеют на сегодняшний день долгосрочного представления о том, “что такое хорошо, а что такое плохо”. Долгосрочная перспектива должна задавать очень чёткие критерии для принятия таких решений и формировать чёткую систему сигналов, чтобы этот формируемый образ будущего задавал целевое состояние общественных и государственных институтов на долгосрочную перспективу и служил хорошим опорным ориентиром, в том числе повышая уверенность и граждан, и экономических субъектов в ситуации, когда экономическая неопределённость крайне высока», — подчеркнул Михаил Абызов.
Председатель Правительства Дмитрий Медведев в июле прошлого года поручил министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову совместно с заинтересованными ведомствами создать рабочую группу с участием членов Экспертного совета при Правительстве для подготовки предложений по структуре, направлениям, ресурсному обеспечению и плану подготовки Стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года. Такое указание было дано по итогам состоявшейся 1 июля 2015 года встречи главы кабмина с Экспертным советом.
Разработку новой стратегии необходимо проводить с глубоким вовлечением политических и бюрократических элит, а не только экспертов, убеждён министр. К разработке предыдущего стратегического документа — «Стратегии-2020» — управленческие элиты не привлекались, что, по словам Михаила Абызова, помешало её принятию и реализации.
Министр подчеркнул, что начиная работу над «Стратегией-2030» надо понять, в какой части политические элиты, которые сегодня являются лидерами политического процесса, готовы сделать стратегию основой своих политических деклараций и программ. Это особенно важно, потому что Россия находится сейчас в периоде двух политических циклов: выборы в Госдуму в 2016 году и президентские выборы 2018 года.
Если стратегия не является инструментом политической декларации для политических лидеров, то эта стратегия не будет востребована», — уверен Михаил Абызов.
При этом речь не идёт о стратегии только для исполнительной власти, подчеркнул министр.
Разработка стратегии такого концептуального характера только для одной из ветвей власти абсолютно бессмысленна потому, что на горизонте 15 лет общественное состояние будет зависеть от полного набора базовых институтов. Это и состояние судебной власти, и правоохранительной системы, общественных институтов. И в этой связи это не может быть стратегией Правительства. Это должна быть стратегия государства», — подчеркнул Михаил Абызов.
Эксперты, по его словам, видят «Стратегию-2030» как комплексный документ, состоящий из трёх модулей: визионерского, который определит единый целевой образ будущего страны; операционного, предусматривающего план краткосрочных и среднесрочных действий, и «приборной панели», которая станет камертоном и обеспечит контроль за реализацией стратегии.
Запрос на долгосрочную стратегию в России сейчас невелик, однако потребность в таком документе достаточно большая, считает декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, входящий в рабочую группу по разработке «Стратегии-2030».
На сегодняшний день, может быть, проблема спроса на долгосрочную стратегию не менее важная, чем проблема предложения. Нам это надо решать, иначе получится неловкость в виде документа, который будет забыт через неделю. Есть ли у страны реальная потребность в этом? Конечно, есть. Потому что именно это вызывает поиски нового позиционирования России — мы явно не удовлетворены тем, что происходит со страной. Мы ищем другую траекторию — это и есть запрос на долгосрочную стратегию», — отметил Александр Аузан.
Разработка долгосрочной стратегии — неблагодарное дело, сопровождающееся большим количеством рисков, считает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Главные риски, которых, по его словам, необходимо избежать при работе над «Стратегией-2030», — это неувязка стратегии с принятием текущих решений и отсутствие ответственности за стратегию.
Мы должны правильно определить цели, правильно определить глобальные тенденции, вызовы и риски, которые есть, и отсюда отмотать плёнку назад и принять те решения сегодня, которые будут соответствовать (или по крайней мере не противоречить) этим позициям. И тогда долгосрочное планирование не будет бесполезным занятием и позволит нам принимать верные решения и не принимать решения неверные», — отметил глава Минэкономразвития.
Экономический рост в России, по мнению Алексея Улюкаева, в текущих экономических условиях должен быть основан не на потребительском поведении, а на сбережении и сокращении издержек, а также на инвестициях в интеллект и человеческий капитал.
У нас буквально любая отрасль, любое направление было приоритетом. Так делать дальше нельзя, потому что у нас объёмы ресурсов существенно ограничены. Нужно чётко определить цели исходя из наших возможностей и чётко добиваться этих целей. Пусть будет 3–5 приоритетов, не больше, но они должны быть выполнены при любых обстоятельствах», — подчеркнул глава Минфина.
Обеспечение социального благополучия жителей – главное предназначение Ростовской области. Оно должно базироваться на балансе интересов всех слоев и классов общества. Социальное благополучие – это достойный уровень жизни (материальное благосостояние населения), высокое качество жизни (качественные и доступные системы здравоохранения и образования, отвечающие высоким мировым стандартам), безопасная экология, возможность полноценной самореализации личности (культура, спорт, бизнес, профессия, политика).
2. ВЫПОЛНЕНИЕ РОЛИ ОПОРНОГО РЕГИОНА «НОВОЙ ЭКОНОМИКИ» РОССИИ
Ростовская область должна быть одним из экономических центров – лидеров при формировании «новой экономики» России. Экономический рост должен основываться на новейшей технологической базе, сопровождаться созданием высокопроизводительных рабочих мест, развитием высококонкурентоспособной промышленности и модернизацией инфраструктуры. Ростовская область должна активно позиционироваться и выступать в качестве Южного полюса роста, притягивая инвестиционный капитал, интеллектуальные и трудовые ресурсы.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЮГА РОССИИ
В Ростовской области исторически сконцентрировался значительный управленческий и интеллектуальный потенциал, оказывающий ключевое влияние на развитие всего южного макрорегиона страны. На долю Ростовской области приходится половина всех внутренних затрат на НИОКР в Южном федеральном округе. Регион отличается развитым образовательным комплексом. Здесь находится административный центр Южного федерального округа, Управление СКЖД, штаб Южного военного округа, более 30 дипломатических и консульских представительств, визовых и культурных центров.
Природа Донского края – это уникальное сочетание степных ландшафтов и красивейшей реки Дон, морских просторов Азовского моря, Цимлянского водохранилища. Наличие крупных водоемов и рек, неоднородность почвенных и климатических условий, расчлененность рельефа делают растительный мир богатым и разнообразным. Соседство с лесостепными и полупустынными территориями и выход к водам Азовского бассейна определяет видовой состав животного мира.
5. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИКАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОНСКОГО КРАЯ
Регион обладает значительным культурным наследием – это многочисленные историко-культурные объекты, памятные места. Особую роль в формировании культурного пространства Ростовской области играет самобытное Донское казачество. Донская земля подарила миру таких общепризнанных гениев, как классик мировой литературы А.П. Чехов, лауреаты Нобелевской премии М.А. Шолохов и А.И. Солженицын, писатель, поэт и публицист А.В. Калинин, художник М.С. Сарьян, философ и мыслитель А.Ф. Лосев, а также многих других известных личностей.
Создание ценностных ориентиров, разработка и внедрение передовых идей, развитие Санкт-Петербурга как центра мировой культуры и международного сотрудничества – такова особая миссия нашего города.
Сегодня Санкт-Петербург по-прежнему несет свою особенную миссию благодаря выдающемуся культурно-историческому наследию, всемирной известности и динамичному современному развитию.
И эта миссия определяет место нашего города в общероссийских и мировых событиях. Миссия Санкт-Петербурга обусловливает его роль в реализации приоритетов России.
При разработке Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года учитывались мнения относительно миссии города, высказанные петербуржцами.
Наша Стратегия – это не набор красивых лозунгов, а верный и надежный «путеводитель» для Правительства города, для бизнеса, для всех петербуржцев.
Стабильное улучшение качества жизни горожан – стратегический приоритет экономической политики Санкт-Петербурга.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года N 355
Генеральная цель Стратегии – обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности.
Единство интересов, единство целей, единство действий – вот три кита, на которые опирается Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года.
Отвечает русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе Борис Пастернак:
«Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи».
Вместе мы сможем сделать Санкт-Петербург лучше!
Дела определяются их целями; то дело называется великим, у которого велика цель.
«Стратегия-2030» — это оптимистичный, но при этом реалистичный стратегический проект, увязывающий в единую сбалансированную систему все основные для Санкт-Петербурга цели и задачи.
Не менее важная цель – формирование новой, более эффективной экономики, так называемой экономики знаний. Развитие новой экономики, наряду с другими мерами, позволит решить еще одну стратегически важную задачу: повышение конкурентоспособности России на мировых рынках.
Сбалансированное развитие территорий нашей большой страны также входит в число стратегических приоритетов России.
Совершенствование правовой базы, повышение уровня законопослушности населения, улучшение работы судебной системы – решение этих и связанных с ними задач поможет нам достичь еще одной стратегической цели: повышение качества работы институтов справедливости.
Внешний аспект этого приоритета определяется повышением мощи и авторитета России на международной арене. Внутренний аспект связан с повышением уровня работы органов правопорядка и установлением большего контроля за их работой со стороны общества. Сюда же относится регулирование миграционного потока.
На основании этих приоритетов можно выделить 4 стратегических направления развития Санкт-Петербурга до 2030 года, каждое из которых состоит из своих стратегических целей.
Укрепление здоровья населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни
Прирост численности постоянного населения (к уровню 2012 года)
Повышение уровня образованности, качества и доступности образования для всех слоев населения
Обеспеченность населения местами в дошкольных образовательных учреждениях (исходя из норматива на 1000 жителей)
Обеспеченность населения местами в общеобразовательных учреждениях (исходя из норматива на 1000 жителей)
Обеспечение гармоничного развития личности на основе уникального культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга
Количество мероприятий по популяризации объектов культурного наследия
Уровень посещаемости учреждений культуры всех типов (театров, концертных организаций, музеев и музеев-заповедников (с филиалами), парков культуры и отдыха, зоопарка, общедоступных библиотек (с филиалами), кинозалов государственных кинопрокатных организаций)
Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге
Повышение уровня физической культуры населения и степени доступности услуг индустрии здорового образа жизни
В 2012 году в Санкт-Петербурге было проведено 60 международных и 53 всероссийских соревнований по таким видам спорта как спортивная гимнастика, теннис, бокс, волейбол, плавание, хоккей, спортивная борьба, биатлон, вольная борьба и другие. В городе проводятся работы по созданию условий для организации качественного учебно-тренировочного процесса, по ремонту и реконструкции спортивных школ города, которые планируется продолжать и в дальнейшем.
Несмотря на достигнутые успехи, вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом является недостаточным. Многие объекты спортивной инфраструктуры требуют капитального ремонта и оснащения спортивным инвентарем, не хватает квалифицированных кадров. Практически отсутствуют возможности для занятия физической культурой для лиц с ограниченными возможностями здоровья. По целому ряду видов спорта, в т.ч. олимпийских, фиксируется отсутствие материальной базы (парусный, водномоторный, гребной, керлинг и др.).
Татарстан 2030 — глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер роста «Волга-Кама». Татарстан — лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в межднародное разделение труда
Накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни.
Ц-1.1 Татарстан — растущий регион с высокой рождаемостью и устойчивым миграционным притоком населения.
Ц-1.2 Система образования обеспечивает формирование человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики Татарстана.
Ц-1.3 Сохранение здоровья и долголетие — приоритеты населения и системы здравоохранения Республики Татарстан.
Ц-1.4 Качество и разнообразие культурной жизни стали реальными факторами притяжения и накопления человеческого капитала.
Ц-1.5 Гибкий рынок труда, системы содействия занятости и социальной защиты фиксации уникального места в мировой системе разделения труда и технологий.
Сбалансированная система государственных, частных и государственно-частных институтов обеспечивает устойчивое развитие конкурентоспособных кластеров, предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннее территориальное развитие и внешнюю интеграцию.
Ц-4.1 Создана и эффективно работает система стратегического управления развитием Республики Татарстан — «живая» система управления будущим — комплексная гармоничная система управления, нацеленная на устойчивое развитие, на создание условий повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни, способная оперативно реагировать на изменения в конкурентной среде, используя гибкий механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества в рамках постоянно действующих проектных площадок и рабочих групп, диагностирующих внутреннюю и внешнюю среду и разрабатывающих, актуализирующих и контролирующих набор синхронизированных стратегических инструментов.
Ц-4.2 Сформирован портфель конкурентоспособных кластеров современной и «умной» экономики.
Ц-4.3 Татарстан — комфортный регион для ведения бизнеса с высокой долей МСП.
В Республике Татарстан сформирована полноценная экосистема инноваций, способствующая лидерству Республики Татарстан в развитии «умной» экономики, создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий и глобальной конкурентоспособности республики.
Ц-5.1 Высокий уровень инновационности экономики и социальной сферы.
Ц-5.2 Высокий уровень развития и доступности технологий.
Ц-5.3 Высокое качество информационнокоммуникационной системы.
Природные ресурсы эффективно используются на базе принципов устойчивого развития.
Ц-6.1 Высокая эффективность использования природных ресурсов.
Ц-6.2 Высокая устойчивость развития (соблюдение сбалансированного потребления природных ресурсов, исходя из объективных потребностей будущих поколений и природы в целом).
Ц-6.3 Высокая эффективность использования земельных ресурсов
Республика инвестиционно привлекательна на мировом уровне. Финансовая система высокоэффективна.
Ц-7.1 Высокая доступность финансовых ресурсов (высокая инвестиционная привлекательность и эффективность инвестиций).
Ц-7.2 Высокая эффективность финансовой системы.
Стратегия развития 2030, потенциал и перспективы имплементации
20 февраля Красноярский экономический форум завершил свою работу. Традиционно, КЭФ, будучи по своему статусу центральной российской экспертной площадкой, открыл экономический и деловой сезон в России. КЭФ посетили более шести тысяч человек из 28 стран мира и 60 регионов России. Центральной темой для обсуждения на КЭФ стала Стратегия развития страны в перспективе до 2030 года [i] .
На основе всего, что было оговорено на экономическом форуме по вопросу выбора базового вектора развития, в нынешнем, 2016 году должна быть принята и утверждена Стратегия развития страны до 2030 года. Эксперты признают, что в условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации в России, сложно будет составить план действий на ближайшие 15 лет, которому можно было бы следовать, не уклоняясь от него. Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов дал комментарий на эту тему: «В условиях неопределенности, когда рынки лихорадит, очень важна долгосрочная стратегия. Формируемый образ будущего должен служить опорным ориентиром, повышать уверенность граждан» [ii] .
Михаил Абызов на пленарном заседании «Стратегия — 2030. Образ будущего России»
Подобного мнения придерживается и Наталья Акиндинова, директор Центра развития Высшей школы экономики: «Россия вступает в новый этап своего развития, когда наиболее вероятным сценарием является длительный период низких цен на нефть. Для развития в этих условиях стране нужна новая стратегия, новая модель экономического роста, построенного на других источниках. К сожалению, последний год показал, что в рамках существующей экономической модели мы пока не можем воспользоваться преимуществами, которые нам дает ослабление рубля. То есть теоретически могло расшириться внутреннее производство в условиях повышения ценовой конкурентоспособности. Но существует много препятствий для реализации этого потенциала. В первую очередь, инвестиционный кризис, который начался в середине 2012 года» [iii] .
Ректор РАНХиГС Владимир Мау, так же подтверждает, что России нужны новые горизонты в условиях новых реалий. При этом не исключается возможность, что положения Стратегии 2020 могут войти в новый документ, поскольку многие из них до сих пор актуальны [iv] . Разница прошлой и нынешней стратегий состоит в том, что план развития до 2020 года писали фактически эксперты, а власть позже на практике пришла к выводу, что поставленным векторам задач практически невозможно следовать. «Стратегия 2030 имеет принципиально иной дизайн, писать её будут власти, бюрократия. И как раз Красноярский форум это некая площадка, где именно власти будут собирать мнения экспертов, то есть перевёрнутая система. В России писалось много стратегий, больших ожиданий, я думаю, ни у кого в экспертном сообществе нет, отчасти это имитация бурной деятельности, но проговаривать проблемы и как из них выходить всё же лучше, чем молчать о проблемах»– так считает профессор МГУ Наталья Зубаревич [v] .
По-прежнему приоритетными сферами стратегии-2030 отмечают: здравоохранение, инфраструктуру, образование и ОПК. Риск состоит в том, что положения стратегии так и могут остаться на бумаге, как это случилось с предыдущим подобным документом [vi] . По мнению главного советника аналитического центра при правительстве Леонида Григорьева падение цен на нефть делает новую стратегию перспективней, поскольку уменьшение вливаний от нефтяной иглы стимулирует активизацию, консолидацию чиновников и политиков для более рационального распределения бюджетных средств.
Декан экономического факультета МГУ, Александр Аузан: «Нельзя сказать, что Россия безнадёжна в своём будущем, но следование по инерционному сценарию, очевидно, ни к чему положительному не приведёт». Три главных ресурса России кроме минерального, по мнению авторитетного экономиста, являются военно-технический ресурс, который сейчас получил мощный толчок к развитию, территориальный и человеческий ресурсы. Все они имеют технологические ограничения. По словам эксперта, продажа оружия — это фактически сдача страны как вооруженной силы для решения своих экономических проблем. Территориальное развитие как вариант стратегии так же таит в себе множество противоречивых аспектов, таким образом, территориальный вариант развития, как и другие, может быть чрезвычайно разным. Александр Аузан говорит о том, что важно сформировать в новом документе о стратегическом планировании путь, по которому следует жить и работать всей стране в целом, от государственных кабинетов, до частных предпринимателей [vii] .
Александр Аузан на пленарном заседании «Стратегия — 2030. Образ будущего России»
Нет однозначных путей развития страны, любой сценарий будет тянуть за собой определённый круг проблем, значимость и цену которым ещё предстоит оценить экспертам и выбрать наиболее реальную и благоприятную стратегию развития.
По-прежнему основную ставку эксперты делают на население, человеческий капитал, территориальные ресурсы России и развитие транспортных коридоров. Получается, что снова вся ответственность за будущее страны возлагается на граждан, и в случае провала очередной стратегии сложно будет выявить виновных в этой неудаче. Возможно, следует придать большую значимость действиям государственного аппарата, нежели возлагать надежды на «великий русский народ». По расчётам авторитетных экономистов и политологов Дугласа Норта, Барри Вайнгаста и историка Джона Уолисса роль государства и государственного перераспределения в наиболее развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Получается, для того, чтобы страна успешно достигла уровня развитой, главную роль должен играть сам государственный аппарат. А перекладывание всей ответственности за происходящее на население и внешние факторы, снова может стать препятствием на пути к рациональному планированию.
Вид на Москву-Сити «в темпе мегаполиса»
Фотограф: Потапов Артемий
Из рассмотрения следует, что главный принцип остался всё тем же, что будущее развитие России зависит от каждого гражданина. Так, накануне создания Стратегии-2020 в начале февраля 2008 года Владимир Путин выступил на расширенном заседании Госсовета: «У России есть трудолюбивые и образованные люди. Люди, имеющие стремление быть всегда первыми. В национальном характере наших людей привычка побеждать, стремление быть свободными и независимыми. У России есть колоссальные природные ресурсы и богатый научный потенциал. У России есть ясное понимание того, каким образом и за счет каких ресурсов мы будем решать наши новые масштабные, грандиозные задачи и нет ни одной серьезной причины, которая не позволила бы нам достичь поставленных целей, ни одной» [viii] .
Стратегия развития венчурного рынка России до 2030 года
Российская венчурная компания (РВК) совместно с Министерством экономического развития представила проект Стратегии развития рынка венчурных и прямых инвестиций на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года. Инициативы стратегии направлены на расширение круга активных на венчурном рынке инвесторов, привлечение в Россию зарубежного капитала и стимулирование выхода российских проектов на международные рынки, развитие инфраструктуры поддержи технологического предпринимательства и совершенствование нормативно-правовой базы, сообщает пресс-служба РВК.
«Стратегия ставит перед собой амбициозную цель кардинальной трансформации ландшафта российской венчурной индустрии, повышения привлекательности и комфортности нашего рынка для всех категорий участников, достижения его конкурентоспособности в глобальном масштабе. Комплекс инициатив стратегии разработан РВК в тесном взаимодействии и живом диалоге с представителями частных фондов и инвесторов, институтов развития, органов власти, корпораций. В результате мы получили прикладной инструмент для системного и всестороннего развития инфраструктуры венчурного рынка на горизонте ближайших пяти–десяти лет», — рассказал заместитель генерального директора — инвестиционный директор РВК Алексей Басов.
Разработка стратегии предусмотрена планом мероприятий по стимулированию инновационного развития России, утвержденным распоряжением правительства РФ в июне 2017 года. По заказу Минэкономразвития проект стратегии был разработан РВК совместно с международной консалтинговой компанией PwC.
«В процессе создания стратегии мы проанализировали опыт государственной поддержки венчурного рынка более двух десятков ведущих стран — от США и Израиля до Китая и Южной Кореи. Практически во всех примерах государство играло ведущую роль в запуске механизма венчурного рынка и затем продолжало активно участвовать в формировании комфортной регуляторной среды. Инициативы стратегии разработаны с опорой на лучшие зарубежные кейсы, которые принесли конкретный и измеримый экономический эффект. Целевые показатели рассчитаны на основе финансовой модели, учитывающей текущее состояние российского рынка и мировые бенчмарки», – сказал руководитель практики оказания консультационных услуг финансовому сектору PwC Россия Сергей Сафонов.
Цель стратегии — создание в России зрелой индустрии венчурного инвестирования, что предполагает увеличение годового объема сделок на национальном рынке венчурного капитала в 30 раз к 2030 году, до 410 млрд рублей в год. Достижение этого показателя предполагает рост суммарного предложения капитала на венчурном рынке в десять раз, до 2,7 трлн рублей, увеличение количества ежегодно создаваемых высокотехнологических проектов в два — два с половиной раза, до 40 тыс., двукратное расширение рынка сбыта инновационной продукции, до 10 трлн рублей, а также повышение привлекательности российской юрисдикции.
Стратегия включает в себя более 40 инициатив, направленных на устранение основных барьеров развития в России венчурной индустрии. Среди них снятие законодательных ограничений и создание экономических стимулов для выхода на рынок новых классов инвесторов, в том числе негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, которые занимают существенную долю на мировом рынке венчурного капитала.
Согласно предложениям стратегии, НПФ могут получить возможность вкладывать определенный лимит средств в венчурные фонды в формате договора инвестиционного товарищества, отобранные в рамках процедуры сертификации. При этом будут внесены необходимые корректировки в подходы к оценке риска инвестиций и методологии стресс-тестирования. Для выхода на российский венчурный рынок первых НПФ предлагается реализовать пилотный проект участия НПФ в фондах с государственным капиталом. В таких фондах будет реализован принцип асимметричного распределения прибыли, благодаря чему НПФ смогут получить повышенную доходность. Реализация мероприятий стратегии позволит довести долю НПФ в капитале венчурных фондов в России к 2030 году до 10%.
Для вовлечения на венчурный рынок другой важнейшей категории инвесторов — корпораций — в стратегии предложен комплекс мер налогового стимулирования. Он предполагает снижение налоговой базы при расчете налога на прибыль при создании корпоративных венчурных фондов, участии корпораций в венчурных фондах в качестве Limited Partners и инвестиций крупного бизнеса в технологические проекты. Целевой показатель объема корпоративного капитала на венчурном рынке — 960 млрд рублей к 2030 году.
Льготы в части налога на доходы физических лиц и увеличения лимита налогового вычета призваны стимулировать инвестиции в венчурные проекты со стороны частных инвесторов и бизнес-ангелов. Кроме того, стратегия предусматривает внесение изменений в законодательство, разрешающих участие физических лиц в договорах инвестиционного товарищества, через которые структурируется большинство венчурных фондов. В сфере налогового регулирования также предлагается рассмотреть инициативу снижения тарифов по взносам в фонды социального страхования для малых инновационных компаний до 14%.
Для доступа к передовой международной экспертизе в стратегии предложена возможность налоговых льгот для зарубежных компаний при размещении в России R&D-центров и выполнении требований по локализации НИОКР. Запланирован также запуск программы систематического инвестирования фондов с госкапиталом в глобальные венчурные фонды и зарубежные инновационные компании. Для ускоренного выхода российских компаний за рубеж предлагается создание акселерационных центров, предоставляющих комплекс услуг поиска международных партнеров и продвижения продукции на целевых рынках.
Отдельный блок инициатив посвящен повышению доступности биржевых площадок как основного инструмента привлечения инвестиций для компаний поздних стадий. В документе предложены меры по пересмотру правил выхода на биржу быстрорастущих инновационных компаний, создание специальной методологии по их подготовке к листингу ценных бумаг и субсидирование соответствующих расходов. Кроме того, стратегия предлагает субсидирование ставок по облигациям для повышения привлекательности инструментов инновационных компаний для инвесторов, а также запуск программы созданию pre-IPO фондов. Для облегчения работы с заемным финансированием для зрелых компаний предусмотрено внедрение механизмов кредитования под залог интеллектуальной собственности.
На увеличение потока и качества проектов направлены меры стратегии развития инфраструктуры поддержки технологического бизнеса. В частности, к 2030 году запланирован запуск в России не менее 30 центров коллективного пользования услугами для малых инновационных компаний (в том числе это услуги таможенного оформления, регистрации интеллектуальной собственности, совместных закупок и др.), а также не менее 30 центров апробации и прототипирования, где проекты смогут воспользоваться инфраструктурой для проведения НИОКР, получить менторскую поддержку. Инициативы развития компетенций венчурного сообщества предусматривают запуск образовательных программ для технологических предпринимателей и специалистов венчурных фондов совместно с глобальными образовательными центрами.
Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.