Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "правомочны ли действия налоговой". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.
Содержание
Добрый день! Подскажите, как решить проблему. В 2008 году хотела открыть ИП, подала все необходимые документы в налоговую. Готовность свидетельства, сказали, будет через 5 дней. Ждать не могла, т. к. были билеты на руках. Сказала, что тогда не надо. В 2014 году выяснилось, что ИП открыто, из Пенсионного фонда был выставлен счет 83 000. Все оплатила.
Хотела узнать, насколько были правомерны действия сотрудника налоговой, если в получении свидетельства никто не расписывался, и соответствующих документов на руках нет? Возможно ли вернуть все деньги? Спасибо.
Ольга, добрый день! После того как Вы подали заявление о регистрации индивидуальным предпринимателем, в течение пяти дней должны были прийти в налоговый орган и забрать регистрационные документы — свидетельство о регистрации ИП и т. п. В противном случае налоговый орган должен был выслать Вам по почте регистрационные документы или отказ в регистрации по адресу, указанному Вами в регистрации.
Т. е. Вы должны были получить или свидетельство о регистрации ИП или отказ в регистрации. Раз ПФР предъявил Вам претензии о неуплате взносов в ПФР, значит, Вам не отказали в регистрации. Т. е. Вы подали заявление о регистрации ИП и не работали, но не закрыли ИП, следовательно, все это время должны были уплачивать взносы и сдавать отчетность. Получается, действия налоговой и ПФР правомочны.
Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.
Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК – 74999385226. СПБ – 78124673429. Регионы – 78003502369 доб. 257
Размещено на реф.рф
Возможность предоставления деклараций в электронном виде предусмотрена п.3 ст. 80 НК РФ.
Порядок представления деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи регламентирован Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №БГ-3-32/169 . (с изм., внесенными Приказом МНС РФ от 08.08.2003 N БГ-3-32/443@)
В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций организация получает три документа: квитанцию о приеме отчетности налоговым органом, протокол входного контроля и подтверждение специализированного оператора связи о дате отправки отчетности (п. 6.7.2 Методических рекомендаций). Вышеуказанные документы проверяются организацией на подлинность электронной цифровой подписи налогового органа, после чего квитанцию о приеме отчетности, а также по одному экземпляру протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация сохраняет в своем хранилище электронных документов. Вторые экземпляры протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация заверяет своей электронной цифровой подписью и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес соответственно налогового органа и оператора связи (пп. 6.7.4, 6.9.2 Методических рекомендаций).
Для электронной отчетности датой сдачи является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении оператора. Это означает, что налогоплательщик может отправить отчет до 24 часов последнего дня отчетного периода. Подобный подход поддерживается судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 мая 2006 года №Ф04-2935/2006 (22573-А27-40)).
Отчётность по ЕСН за 2009 год должна быть предоставлена до окончания первого квартала года следующего за отчётным. То есть до 1 апреля 2010 ᴦ.
Помимо этого в подтверждение отправлено декларации в налоговую инспекцию была представлена копия протокола входного контроля, а также письмо ЗАО ʼʼPolinet – Комплексные телекоммуникационные системыʼʼ что подтверждает предоставление налоговой декларации в установленном порядке. Следовательно состава нарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ не выявлено.
Задача 7.16. Организация, занимающаяся оптовой торговлей, начала свою деятельность во II квартале 2009 года. 12 июля 2009 года впервые представила в территориальную налоговую инспекцию расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за I полугодие 2009 года. На 12 ноября 2009 года никакого документа из инспекции не поступило. Каков порядок проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки? Должны ли налоговые органы сообщать налогоплательщику результаты камеральной проверки? Обоснуйте свой ответ.
ОТВЕТ:
Порядок проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки регламентирован ст. 88 НК РФ (Камеральная налоговая проверка)
1. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на базе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.
2. Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя органа ФНС РФ в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации.
3. В случае если КНП выявлены ошибки, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.
4. Налогоплательщик, представляющий пояснения, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового учета͵ подтверждающие достоверность представленных данных,
5. Лицо, проводящее КНП, обязано рассмотреть представленные пояснения и документы. В случае если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки (ст. 100 НК РФ).
6. При проведении КНП налоговые органы вправе также истребовать документы, подтверждающие право на налоговые льготы.
7. В ходе КНП органы ФНС не вправе истребовать сведения и документы, не предусмотренные НК (п. 7 ст. 88 НК РФ).
В исключение из этого правила налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие:
право налогоплательщика на получение налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);
право на возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);
правомерность применения налоговых вычетов (ч. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ),
а также документы, являющиеся основанием для расчёта и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
9.1. В случае, в случае если до окончания КНП налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, КНП ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на базе уточненной налоговой декларации.
Акт налоговой проверки по итогам камеральной налоговой проверки выносится только в одном случае: при выявлении нарушений налогового законодательства. В случае если такие нарушения не были выявлены, акт не оформляется.
Направление налогоплательщику какого-либо заключения налогового органа в случае, в случае если камеральной налоговой проверкой не установлено нарушений налогового законодательства, НК РФ не предусмотрено. Вместе с тем согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны давать налогоплательщикам разъяснения о порядке расчёта и уплаты налогов и сборов.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исходя из указанного положения НК РФ в случае получения соответствующего запроса налогоплательщика налоговый орган обязан уведомить его о результатах камеральной налоговой проверки. При этом реально имеет смысл направить такой запрос только в том случае, в случае если в ходе камеральной проверки доначислений налога не произведено.
Дело в том, что если в ходе камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией доначисления налога произведены, то налоговые органы сами извещают налогоплательщика путем вручения ему решения по результатам камеральной проверки.
Причем вынести такое решение по результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган обязан в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, поскольку ст. 88 НК РФ специальный срок для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки не предусмотрен.
Задача 7.17. Организация не представила декларацию по налогу на прибыль в установленный НК РФ срок, однако уплатила указанный налог вовремя и в полном объёме. Непредставление налоговой декларации не привело к возникновению задолженности перед бюджетом. Налоговый орган по решению руководителя взыскал с организации штраф, предусмотренный п. 1 ст.119 НК РФ.
Правомерны ли действия налогового органа? Обоснуйте свой ответ. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Правомерны ли действия налогового органа? Обоснуйте свой ответ.” 2017, 2018.
ОТВЕТ:Действия налогового органа правомерны.
Правовой основой привлечения к ответственности является ст.119 НК РФ (Непредставление налоговой декларации) в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ
«1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей»
Ст. 106 предусматривает понятие налогового правонарушения «налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, … за которое НК РФ установлена ответственность».
Законом не предусмотрено разделение правонарушений по процессуальному либо материальному признакам. Поэтому даже если непредставление налоговой декларации не привело к возникновению задолженности перед бюджетом, то имеет место нарушение процессуального характера, за что и было наложено взыскание.
Задача 7.18.Налогоплательщик в установленный срок представил в налоговый орган налоговую декларацию, самостоятельно исключив из декларации графы, которые не заполняются. По результатам камеральной проверки налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности по п.1 ст. 119 НК РФ. Дайте правовую оценку действиям налогового органа. Обоснуйте свой ответ.
ОТВЕТ:
Правовой основой разрешения данной ситуации является ст. 80 НК РФ (Налоговая декларация)
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При этом, налоговая декларация представляется по каждому налогу.
В соответствии с п. 3 указанной статьи «…Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде…» вместе с сопутствующими документами.
Формы, порядок заполнения и порядок представления налоговой декларации и документов на бумажном носителе или в электронном виде определяется Министерством финансов РФ.
Особенности предоставления декларации на бумажном носителе регламентированы конкретно для отдельного налога, группы налогов или налогового режима. Например: Приказы Министерства финансов РФ от 07.02.2006 г. № 24н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения», от 15.10. 2009 № 104н (12.01.2010) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения», от 22.06.2009 № 58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения», от 29.12.2007 № 163н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения»
Порядок представления деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи регламентирован Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №БГ-3-32/169 (с изм., внесенными Приказом МНС РФ от 08.08.2003 № БГ-3-32/443@ (Справочная информация: “Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде” (версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML), 5 (на основе XML))
Таким образом, исходя из положений ст.31. НК РФ (Права налоговых органов), в соответствии с которой налоговые органы вправе:… требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами…, можно утверждать, что налогоплательщик не имел права исключать из декларации графы, которые не заполняются. То есть налоговое нарушение имело место.
Но органы ФНС квалифицировали данное нарушение по ст. 119 НК РФ (Непредставление налоговой декларации) которая содержит два возможных состава:
1.Непредставление в установленный срок налоговой декларации, (но не превышающий 180 дней), и
2. Непредставление декларации в течение более 180 дней.
Таким образом, действия органа ФНС носили неправомерный характер.
В данной ситуации налоговый орган должен был не привлекая налогоплательщика к ответственности применить п.8 ст. 31 НК РФ, в соответствии с которым, мог : «… требовать от налогоплательщиков… устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований…».
Данный порядок действий также предусмотрен п.3 ст. 88. (Камеральная налоговая проверка), которая предусматривает, что «….3 .Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации…, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.»
Задача 7.19. Инспекция ФНС провела камеральные проверки налоговых деклараций ООО «Долгострой» по налогу на добавленную стоимость за сентябрь и октябрь 2007 года. В результате проверки установлено, что на основании государственных контрактов обществом произведены ремонтно-восстановительные работы на объектах культурного наследия. В спорные периоды ООО применяло льготу, установленную пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, о чем указало в представленных уточненных декларациях за названные периоды. В связи с осуществлением работ общество выставило счета-фактуры с выделенными суммами НДС, однако полученные суммы налогов в бюджет не уплатило. Решением от 07.02.2008 обществу доначислены налоги, соответствующие пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Добрый день! Нужна Ваша помощь в вопросе с 13% налога от дохода физ.лица.Был осужден по ст.171ч2 получил условный срок без штрафа.Свидетели обвинения и защиты в суде подтвердили получение от меня денег(не зарегистрированно и без лицензии принимал металлолом).Через 6 месяцев началась налоговая проверка,просят с дохода (14000000 рублей уплатить налог)договора чеки расписки от меня не принимают во внимание,т.е расходы брать в расчет не хотят.А теперь выставляют что вынуждены обратиться в след.органы т.к сумма очень большая.Подскажите как поступить в данном вопросе и за что тогда меня судили. Как с нелегального дохода можно требовать легальный процент?
Юрий, добрый день.
Судили Вас за нарушение закона, а именно, за незаконную предпринимательскую деятельность, а налог требуют за доход, который вы в результате этой деятельности получили. Только вот как они высчитали этот доход? Он в решении суда где то указан? Расходы налорги от вас не принимают совершенно обоснованно, так как физ. лицо платит 13% с дохода, без вычета расходов, если бы вы зарегистрировали предприятие любой формы, которое позволяет применять налоговую систему, где налог платится с дохода минус расходы, например УСН 15%, тогда расходы тоже были бы учтены.
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
УК РФ, Статья 171. Незаконное предпринимательство
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — 2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, — наказывается
штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года
до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо
лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до
восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
«Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
НК РФ Статья 210. Налоговая база
1.При определении налоговой базы учитываются все доходы
налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной
формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также
доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Еслииз дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или
иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не
уменьшают налоговую базу.
Привлекли Вас к ответственности за незаконное предпринимательство, неуплата налогов образует самостоятельный состав.
Но вопрос у меня тот же, что и у коллеги: каким образом налоговая определила доход?
1,4 млн — это сумма налога, которую налоговая определила к уплате?
Через 6 месяцев началась налоговая проверка
Юрий
В чем она заключалась?
Сумма фигурировала в деле в совокупности показаний свидетелей которые принимали от меня деньги и это доказано уголовным судом.Просят оплатить 2,4млн это13%, штраф за просрочку и пенни.Я готов оплатить сумму но с той, что я реально заработал,а не то что они начитали свидетели даже расписки предоставили,но во внимание ничего брать не хотят,как бороться уже не знаю(
14 Сентября 2016, 14:38
Проверка на основании уголовного дела.
14 Сентября 2016, 15:03
Здравствуйте, Юрий!
Объектом налогообложения по Налогу на доходы физических лиц является доход. При этом Налоговый кодекс не различает для целей налогообложения доход, полученный легальным путем или доход, полученный нелегальным или даже преступным путем.
Здесь действует такой же принцип, как и в гражданском законодательстве, где говорится, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. (ст.23 ГК РФ).
Поэтому тот факт, что вы вели деятельность незаконно и даже тот факт, что вы были осуждены по уголовному делу не отменяет того факта, что у Вас есть доход. А если есть доход, то нужно платить налог. Так что налоговые органы в данном случае правы.
Вам же в данном случае нужно прежде всего оспаривать те суммы, которые налоговые органы вам планируют начислить. Все суммы дохода из которого исчисляется налог, должны быть обоснованы и доказаны, иначе вы их можете оспорить. В том числе и в судебном порядке.
Здравствуйте, Юрий. К сожалению вы не можете применить вычеты к сумме полученного вами дохода.
т.е. вычеты по своей профессиональной деятельности могут применять только зарегистрированные предприниматели.
ТСЖ заключило Договора с компаниями на обеспечение МКД кабельным ТВ и Интернетом. Согласно Договорам компании оплачивают ТСЖ только стоимость потребленной электроэнергии по тарифам для населения. Однако ИФНС усматривает в этом получение прибыли ТСЖ и начислила на ТСЖ налог на прибыль, ссылаясь на письмо Минфина РФ. Вопрос:1. Правомочны ли действия ИФНС? Вопрос 2. Обязательны ли к исполнению письма Минфина РФ для судов, налогоплательщиков и налоговых агентов. По информации, полученной в Интернете такие письма носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению указанной категории
Здравствуйте.
1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
2. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом.
3. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
4. К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
Нужно смотреть полностью договор и требования налоговой. Направляйте в личку. Есть необратимые риски. Вы какие действия предпринимали?
Правомерны ли действия налогового органа по доначислению НДС?
Покупатель приобрел товар у поставщика. Доставка товара осуществлялась транспортом Поставщика. Из-за ненадлежащего оформления поставщиком товарно-транспортных накладных (отсутствие в ТТН информации о грузе, а также указание неверных номеров ТС и ФИО водителей, осуществлявших фактическую доставку груза) налоговый орган не принял у покупателя к вычету и доначислил НДС на поставленный товар. Поставщик не является фирмой однодневной, платит налоги, в т.ч. НДС, все операции по поставке товара в адрес покупателя отражены в книге продаж. Вопрос: правомерны ли действия налогового органа по доначислению НДС? Не будет ли в данном случае доначисление НДС Покупателю считаться двойным налогообложением товара, так как Поставщик уже оплатил НДС в отношении поставленного в адрес Покупателя товара.
Во-первых, доначислить НДС покупателю нельзя, ему можно только отказать в вычете.
Во-вторых, если счет-фактура оформлен верно, то налоговая не вправе отказать в вычете даже в случаях если в первичке подписаны не теми лицами, или указаны недостоверные сведения и тд.
Отказ в вычете возможен, если вычет повлек за собой необоснованную налоговую выгоду. С 19 августа 2017 года налоговые инспекторы вправе принять решение о том, что вы неправомерно применили налоговый вычет, только в двух случаях.
1. Вы исказили сведения о фактах хозяйственной жизни или об объектах налогообложения, отражаемых в бухгалтерском или налоговом учете, а также в налоговой отчетности ( п. 1 ст. 54.1 НК РФ).
2. Основная цель сделки (операции), которую вы совершили, – снижение налоговой базы или суммы налога. При этом обязательство по этой сделке (операции) исполнил контрагент или уполномоченное им лицо ( п. 2 ст. 54.1 НК РФ).
Если при проверке эти обстоятельства не доказаны, отказ в вычете будет неправомерным. Поэтому инспекторы не вправе отказать в вычете только потому, что ваш контрагент нарушает законодательство о налогах и сборах
Инспекции не вправе принимать решения о том, что вы незаконно снизили налоговую базу или сумму налога, исключительно на основании таких фактов ( п. 3 ст. 54.1 НК РФ):
– первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;
– ваш контрагент нарушил законодательство о налогах и сборах;
– вы могли бы получить тот же результат экономической деятельности, если бы оформили другие сделки или операции, которые не запрещены законодательством.
Такие правила действуют с 19 августа 2017 года. Инспекторы должны руководствоваться ими в ходе налоговых проверок, назначенных после этой даты ( ст. 2 Закона от 18 июля 2017 № 163-ФЗ).
То есть до тех пор пока налоговая не докажет, что сделка носила фиктивный характер и что операций не было, она не вправе отказывать в вычете.
Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не сдает отчетность в налоговую инспекцию
Нет, самостоятельным основанием для отказа в вычете такое нарушение быть не может.
Отказ в вычете возможен, если вычет повлек за собой необоснованную налоговую выгоду. С 19 августа 2017 года налоговые инспекторы вправе принять решение о том, что вы неправомерно применили налоговый вычет, только в двух случаях.
1. Вы исказили сведения о фактах хозяйственной жизни или об объектах налогообложения, отражаемых в бухгалтерском или налоговом учете, а также в налоговой отчетности ( п. 1 ст. 54.1 НК РФ).
2. Основная цель сделки (операции), которую вы совершили, – снижение налоговой базы или суммы налога. При этом обязательство по этой сделке (операции) исполнил контрагент или уполномоченное им лицо ( п. 2 ст. 54.1 НК РФ).
Если при проверке эти обстоятельства не доказаны, отказ в вычете будет неправомерным. Поэтому инспекторы не вправе отказать в вычете только потому, что ваш контрагент нарушает законодательство о налогах и сборах. Например, не сдает налоговую отчетность. Это следует из пункта 3 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ.
Такой порядок действует с 19 августа 2017 года. Инспекторы должны руководствоваться им в ходе налоговых проверок, назначенных после этой даты ( ст. 2 Закона от 18 июля 2017 № 163-ФЗ).
До 19 августа 2017 года налоговые инспекторы определяли понятие налоговой выгоды, руководствуясь постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 № 53. Они считали, что налоговый вычет по счету-фактуре от поставщика, который не сдает налоговую отчетность, может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 № 53). Впрочем, и в том периоде далеко не все суды соглашались с подобными решениями налоговых инспекций.
2.
Налоговую выгоду налогоплательщик получает, уменьшая налоговую базу, применяя вычеты, льготы, пониженные ставки, а также заявляя возврат, зачет или возмещение налога из бюджета.
Налоговая выгода может быть обоснованной (законной) и необоснованной (незаконной).
С 19 августа 2017 года налоговые инспекции вправе принимать решения о том, что вы незаконно уменьшили налоговую базу или сумму налога, только в двух случаях.
1. Вы исказили сведения о фактах хозяйственной жизни или об объектах налогообложения, отражаемых в бухучете, налоговом учете или налоговой отчетности ( п. 1 ст. 54.1 НК РФ).
2. Основная цель сделки (операции), которую вы совершили, – снижение налоговой базы или суммы налога. При этом обязательство по этой сделке (операции) исполнил контрагент или уполномоченное им лицо ( п. 2 ст. 54.1 НК РФ).
Обоснованность своего решения инспекция должна доказать по общим правилам, которые регламентируют мероприятия налогового контроля ( п. 5 ст. 82 НК РФ).
Инспекции не вправе принимать решения о том, что вы незаконно снизили налоговую базу или сумму налога, исключительно на основании таких фактов ( п. 3 ст. 54.1 НК РФ):
– первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;
– ваш контрагент нарушил законодательство о налогах и сборах;
– вы могли бы получить тот же результат экономической деятельности, если бы оформили другие сделки или операции, которые не запрещены законодательством.
Такие правила действуют с 19 августа 2017 года. Инспекторы должны руководствоваться ими в ходе налоговых проверок, назначенных после этой даты ( ст. 2 Закона от 18 июля 2017 № 163-ФЗ). Новые правила распространяются на налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.
Раньше понятие налоговой выгоды определяли, руководствуясь постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 № 53. По нему налоговую выгоду могли признать необоснованной, если для целей налогообложения операции учитывались не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или если учитывались операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера) ( п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 № 53).
Самые популярные рекомендации в Системе Юрист в этом месяце
Восемь опасных условий договоров аренды, услуг и подряда
Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.
Как судиться с приставами: алгоритм работы
Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.
Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ
Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.
20 новых правовых позиций судов о взыскании судебных расходов
Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.
Обзор практики по уведомлению контрагентов
Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.
ТСЖ заключило Договора с компаниями на обеспечение МКД кабельным ТВ и Интернетом. Согласно Договорам компании оплачивают ТСЖ только стоимость потребленной электроэнергии по тарифам для населения. Однако ИФНС усматривает в этом получение прибыли ТСЖ и начислила на ТСЖ налог на прибыль, ссылаясь на письмо Минфина РФ. Вопрос:1. Правомочны ли действия ИФНС? Вопрос 2. Обязательны ли к исполнению письма Минфина РФ для судов, налогоплательщиков и налоговых агентов. По информации, полученной в Интернете такие письма носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению указанной категории
Здравствуйте.
1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
2. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом.
3. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
4. К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
Нужно смотреть полностью договор и требования налоговой. Направляйте в личку. Есть необратимые риски. Вы какие действия предпринимали?
Если налогоплательщик пропустил трехлетний срок подачи заявления на возврат подоходного налога (НДФЛ), то это не препятствует ему обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или судопроизводства (Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О). В данном случае будут действовать общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Приветствую Вас, Владимир! Предложенный предыдущим юристом ответ предполагает для несведующего обычного человека некоторые проблемы в судебном процессе. Могу Вам предложить другой вариант разрешения дела – обжалование действий (бездействий) должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы граждан путем обращения в суд с аналогичной жалобой. Причем в жалобе необходимо указывать моральный вред, равной утраченному подоходному налогу. Удачи!
Правомерны ли действия налоговой инспекции? Когда должна была быть выявлена недоимка? Возможно ли засчитать недоимку в счет переплаты?
Решение вопроса о возможности взыскания указанной в вопросе недоимки зависит от конкретных обстоятельств. Если недоимка выявлена налоговым органом за пределами срока, отведенного на принудительное взыскание налога, то взыскать эту недоимку в принудительном порядке налоговый орган не вправе. Приостановление операций налогоплательщика по счетам в банках с целью обеспечить исполнение обязанности по уплате недоимки, срок на принудительное взыскание которой пропущен, не соответствует закону.
Изменение места нахождения налогоплательщика не является основанием для продления срока на принудительное взыскание задолженности.
Зачет переплаты, образовавшейся до 2008 года, возможен только в судебном порядке. Для проведения зачета налогоплательщик должен доказать, что о наличии переплаты ему стало известно в пределах трехлетнего срока до момента обращения с заявлением о зачете переплаты.
Общий срок давности, в течение которого налоговым органом может быть выявлена недоимка, налоговым законодательством не установлен Трехлетний срок, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ, на налоговые отношения не распространяется, а трехлетний срок давности, предусмотренный п. 1 ст. 113 НК РФ, применяется только в целях привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговое законодательство не содержит положений, из которых бы прямо следовало, что недоимка может быть выявлена налоговым органом только в пределах трех лет с момента ее образования.
По смыслу положений НК РФ контроль за соблюдением налогового законодательства (в том числе за своевременной и в полном объеме уплатой налогов) осуществляется налоговыми органами в рамках предоставленных им полномочий по осуществлению мероприятий налогового контроля. Главным образом, такими мероприятиями являются налоговые проверки (камеральные и выездные). В этом случае недоимка может быть выявлена в пределах установленных сроков проведения соответствующей проверки. Так, например, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Однако налоговое законодательство РФ предусматривает и иные формы проведения налогового контроля, в ходе которых налоговым органом также могут быть получены сведения о наличии недоимки. Это косвенно подтверждается и судебной практикой (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2009 N Ф04-7702/2008(11023-А75-42), ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2007 N А66-8356/2006, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 N 18АП-1669/2009). Как указано в письме Минфина России от 11.02.2010 N 03-02-07/1-57, недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам. В этом случае то обстоятельство, что недоимка образовалась более чем за три года до ее выявления, само по себе не означает невозможности ее взыскания налоговым органом. С другой стороны, подписание акта сверки, свидетельствующего о наличии недоимки, не означает, что о задолженности налогоплательщика перед бюджетом налоговый орган узнал именно из этого двустороннего документа. Поэтому решение вопроса о возможности взыскания таких сумм зависит от конкретных обстоятельств, таких как достоверность сведений об имеющейся недоимке, то, каким образом эти сведения получены, и т.п.
ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ (
В свою очередь, сам по себе факт составления такого документа или данные лицевых счетов и иных документов внутриведомственного учета не могут свидетельствовать ни о наличии недоимки, ни о том, когда она обнаружена налоговым органам (постановления ФАС Московского округа от 13.05.2009 N КА-А40/3692-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.04.2009 N Ф04-2186/2009(4440-А67-49)). Как показывает судебная практика, при решении вопроса о правомерности предъявления налоговым органом требований об уплате налога суды исходят из того, в какой момент о наличии соответствующей задолженности должен был узнать налоговый орган. Таким моментом в ряде случаев признается дата отражения налоговым органом соответствующего начисления по налогу в базе данных “Расчеты с бюджетом” (постановление ФАС Московского округа от 24.03.2008 N КА-А40/1869-08).
Таким образом, возможность взыскания с налогоплательщика недоимки зависит в первую очередь не от давности ее образования, а от момента ее выявления налоговым органом. Именно с этого момента начинается течение срока, пропустив который налоговый орган лишается возможности взыскать с налогоплательщика недоимку (отметим, что указанное обстоятельство не освобождает налогоплательщика от уплаты соответствующих сумм налога).
Изменение налогоплательщиком места нахождения и постановка его в связи с этим на учет в другом налоговом органе никак не влияют на продолжительность и порядок исчисления срока, в течение которого налоговый орган вправе реализовать свои полномочия по взысканию с налогоплательщика недоимки. Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов и т.п. Поэтому налоговые органы обязаны взаимодействовать при осуществлении контрольных функций, и изменение налогоплательщиком места учета не может этому препятствовать (смотрите постановления ФАС Московского округа от 14.05.2009 N КА-А40/4160-09 и от 07.08.2008 N КА-А40/6453-08, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2009 N Ф04-7276/2009, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 N 08АП-5766/2009). Иными словами, если налоговым органом пропущен срок на взыскание недоимки, то при постановке налогоплательщика на учет в другом налоговом органе этот срок не восстанавливается, не возобновляется и не продлевается.
При рассмотрении вопроса о возможности приостановления налоговым органом операций по расчетному счету организации следует учитывать, что согласно ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается в следующих случаях:
– неисполнение требования налогового органа об уплате налога, пеней штрафа;
– непредставление этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Поскольку в рассматриваемом случае речь идет о недоимке по налогу, решение о приостановлении операций по расчетному счету может быть принято на основании неисполненного требования налогового органа об уплате суммы налога. Сумма недоимки по налогу образовалась в период до 2008 года. Если установленный законодательством срок, отведенный налоговому органу на принудительное взыскание налога, истек, возможность применения предусмотренных НК РФ способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (в том числе и такого, как приостановление операций по счету) налоговым органом утрачена (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2010 по делу N А19-17587/09).
Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ пропущенный налоговым органом по уважительной причине срок подачи в суд заявления о взыскании с организации причитающейся к уплате суммы налога (пени, штрафа) может быть восстановлен судом. НК РФ не предусмотрено, какие именно причины пропуска указанного срока следует считать уважительными. Поэтому уважительность причин оценивается судом в каждом конкретном случае индивидуально. Как показывает судебная практика, к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя (налогового органа), находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (постановления ФАС Поволжского округа от 04.08.2010 N А12-1538/2010, ФАС Центрального округа от 05.10.2009 N А64-2190/09). Иными словами, срок на обращение в суд может считаться пропущенным по уважительной причине только при наличии доказательств объективной невозможности подать в суд заявление в установленный законом срок.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.
В рассматриваемой ситуации суммы переплаты образовались в период до 2008 года. Соответственно, подача заявления на зачет (возврат) переплаты по истечении трехлетнего периода со дня уплаты соответствующей суммы является основанием для отказа в зачете (возврате) излишне уплаченного налога (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 5735/05, ФАС Московского округа от 08.07.2009 N КА-А40/5849-09, ФАС Дальневосточного округа от 16.05.2011 N Ф03-1702/11).
Однако сам по себе факт пропуска срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ, не означает, что налогоплательщиком утрачена всякая возможность вернуть (зачесть) излишне уплаченный налог.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 21.06.2001 N 173-О, в случае пропуска срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ для подачи заявления о возврате или зачете суммы излишне уплаченного налога, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае применяются общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Поэтому в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченной суммы налога он вправе обратиться с иском о возврате этой суммы в суд (п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, письмо Минфина России от 01.06.2009 N 03-02-07/1-281). При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, разрешается судом с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (такими обстоятельствами являются, в частности: причина, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога в момент переплаты; изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога). Бремя доказывания этих обстоятельств, в силу ст. 65 АПК РФ, возлагается на налогоплательщика (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08).
Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.