Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "как осуществить проверку сведений об индивидуальном предпринимателе". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.
Содержание
Контролирующих организаций, имеющих возможность проводить проверку индивидуальных предпринимателей, немало, и еще несколько лет назад бизнесмены просто-напросто боялись самого слова «проверка». Но в 2008 году был принят закон, регламентирующий как периодичность проведения проверок, так и их предмет, сроки и действия проверяющих – это закон №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…». С момента принятия такого закона засилье проверяющих организаций, зачастую приводящее к необходимости прекратить предпринимательскую деятельность, закончилось.
Самое важное положение принятого закона – ограничение на периодичность проведения проверок. Если до 2008 года налоговая инспекция или Роспотребнадзор могли буквально «жить» в офисе ИП, то теперь это невозможно. Периодичность проведения проверок индивидуальных предпринимателей ограничена – не чаще, чем один раз в 3 года. Причем проверять одну и ту же сферу деятельности ИП можно только один раз в год.
Также закон 294-ФЗ установил и разделение проверок на внеплановые и плановые, а также документарные и выездные. Были определены и сроки проведения проверки индивидуальных предпринимателей для каждой из контролирующих организаций, а также условия, при которых возможно продление обозначенных в законе сроков. На органы генеральной прокуратуры была возложена функция единого мониторинга проверок и осуществление планирования.
Плановые проверки индивидуальных предпринимателей (равно как и юридических лиц), должны быть во-первых спланированы заранее, а во-вторых – внесены в график проверок ИП и юр.лиц. Этот график публикуется на сайте генеральной прокуратуры по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ . (- это на 2018 год, на 2019 год нужно соответственно в адресе изменить 2018 на 2019 и т.д.)
Здесь любой предприниматель или руководитель организации может узнать будет ли проведена проверка в предстоящем году. Для этого необходимо указать ОГРН, ИНН, наименование (Ф.И.О. ИП) и предполагаемый месяц проверки. В результате поиска по графику проверок ИП и юр.лиц на экране вашего компьютера будет отображена информация о:
- реквизитах проверяемого ИП;
- какая именно контролирующая организация будет ее проводить (пожарная инспекция, ФНС, Роспотребнадзор и так далее);
- количество дней отведенных на проверку, а также количество выделенных ежедневно часов;
- форма проверки (документарная, выездная).
Также в графике проверок ИП будет обозначен и месяц запланированной проверки, а конкретный срок предпринимателю сообщат в письменном уведомлении, присылаемом не позднее, чем за 3 дня до даты начала контролирующих действий.
План проверок ИП размещается не только на сайте прокуратуры, но также и непосредственно на сайтах контролирующих организаций – Роспотребнадзора, ФНС, Ростехнадзора и так далее.
На период 01.01.2016 – 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.
Этот запрет имеет свои исключения – он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например: здравоохранение, образование, социальная сфера, электроэнергетика и другие. В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.
Чаще одного раза в три года разрешено проверять те ИП, которые за предшествующие три года допускали грубые нарушения законодательства и подвергались административным наказаниям.
Кроме того, указанный закон предусматривает и ответственность и проверяющих организаций за нарушение требований законодательства. Так проверка, проведенная с грубым нарушением закона о государственном контроле, считается недействительной и ее результаты аннулируются.
Также недопустимо проводить в отношении одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими организациями одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Количество надзорных организаций, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью ИП, не так уж и велико, но больше чем одна:
Избежать проверки налоговой инспекции практически невозможно – ведь каждый ИП по умолчанию является плательщиком налогов, и соответственно подпадает под контроль ИФНС. Относительно плановых налоговых проверок предпринимателей также действует правило «не чаще 1 раза в 3 года». Но возможны и внеплановые проверки в случае злостных нарушений налогового законодательства, невыполнения предписания инспекторов или поступления жалоб со стороны органов местной или государственной власти.
Продолжительность выездной налоговой проверки (когда инспектор осуществляет контроль непосредственно на предприятии или в офисном помещении предпринимателя) не может превышать 2 месяца. Но в особых случаях проверяющие могут задержаться и дольше – на срок до 6 месяцев.
Подробно об особенностях проведения проверок ИП налоговыми органами вы можете прочитать в статье «Налоговая проверка ИП».
Не так уж редки и визиты Роспотребнадзора или официально – Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Этот орган призван защитить клиентов от неправомерных действий ИП-нарушителей закона, а такжеосуществить санитарно-эпидемиологический контроль. Чаще других встречаться с инспекторами Роспотребнадзора приходится предпринимателям, имеющим дело с пищевыми продуктами – владельцам продуктовых магазинов, кафе, ресторанов и баров. Инициировать такую проверку могут не только сама федеральная служба, но и недовольные продукцией или действиями сотрудников ИП клиенты, путем составления соответствующей жалобы в Роспотребнадзор (оставить жалобу можно удаленно, на официальном сайте этой федеральной службы).
О возможных причинах, порядке и правилах проведения проверок индивидуальных предпринимателей Роспотребнадзором читайте в статье «Проверки ИП Роспотребнадзором».
Если деятельность предпринимателя предполагает использование природных ресурсов, то ему обязательно потребуется получить лицензию на право их использования, что неминуемо повлечет за собой взаимодействие с такой организацией как Ростехнадзор, которая не только выдает лицензии, но и проводит контрольные мероприятия (проверки). Очень многие виды деятельности, предполагающие получение лицензии, автоматически приведут предпринимателя в Ростехнадзор.
Но бояться такой проверки индивидуальным предпринимателям особенно не стоит, по крайней мере тем из них, кто ведет лицензируемую деятельность по правилам и не пытается скрыть доходы или какие-либо нарушения. Как правило, необходимые меры по обеспечению необходимых условий реализуются еще на этапе выдачи лицензии, и в дальнейшем нужно просто их поддерживать.
В этой статье мы не затронули особенную область организации бизнеса – пожарную безопасность, так как это обширная тема и она рассмотрена в специальной статье.
Таким образом, действующее законодательство одновременно достигает двух целей: с одной стороны ограничен произвол контролирующих органов и теперь предпринимателям не нужно в панике спасаться бегством, с другой стороны – сами предприниматели вынуждены вести свой бизнес с соблюдением действующих норм и правил, так как теперь проверяющие выполняют свою работу в соответствии с действующим регламентами. Поэтому те ИП, которые стараются вести свои дела максимально честно и по правилам, могут совершенно не бояться проводимых проверок индивидуальных предпринимателей, так как суровые наказания ожидают только тех из них, кто ведет деятельность с преднамеренной целью нарушить закон.
Какие проверки могут быть у ИП в 2018 году и что нужно знать
Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о проверках, с которыми могут встретиться индивидуальные предприниматели.
Сегодня вы узнаете:
- Какие существуют виды проверок;
- Какие ведомства чаще всего проверяют работу ИП;
- Как вести себя во время проверки и избежать штрафа.
ИП без проверок – возможно ли такое?
До 2016 года индивидуальные предприниматели находились под строгим надзором государства, а штрафы, налагаемые на малый и средний бизнес, практически не отличались от штрафов для крупнейших предприятий. Разумеется, такое не могло продолжаться без возмущений общества.
Недавно в системе проверок ИП начались изменения. Прежде всего, в феврале 2016 года Минэкономразвития вынесло на обсуждение предложение о замене первого штрафа для ИП на предупреждение.
Также уже действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, который с января 2016 года до конца 2018 года отпустил большую часть ИП на «проверочные каникулы».
Большинство проверок регламентируются Федеральным Законом №294.
Мораторий действует на все плановые проверки, которые ранее осуществлялись раз в три года.
Проверки ИП бывают как плановыми, определенными заранее, так и внеплановыми, по одному из возможных оснований:
- Истечение срока, назначенного на исправление нарушений после предыдущей проверки.
- Поступление в контролирующие органы свидетельств или жалоб о нарушениях предпринимателем прав потребителей, сотрудников и других норм.
- Требование прокурора и приказ руководителя контролирующего органа.
Но даже о внеплановой проверке предпринимателя обязаны предупредить не позднее чем за сутки. Исключение составляют чрезвычайные происшествия и случаи, когда ИП подозревается в причинении вреда здоровью людей, животных или экологии.
График плановых проверок можно найти на сайте Генеральной прокуратуры. Там можно узнать о предстоящих проверках по ИНН, ОГРНИП и другим реквизитам компании.
Не всем фирмам повезло освободиться от плановых проверок. Некоторые не были исключены из плана.
К ним относятся:
- Организации в областях образования и медицины;
- Компании в сфере соц. обслуживания;
- Аудиторские фирмы;
- Управляющие компании жилых домов;
- Объекты первого и второго класса промышленной и другой безопасности.
Любые проверки делятся на выездные и документарные. Как уже понятно из названия, в первом случае аудиторы лично посещают предприятие, во втором – лишь запрашивают на проверку пакет документов. Одна проверка может вытекать из другой. Например, инспектор начинает с проверки документов, но обнаружив спорные моменты, заявляет о своем намерении посетить рабочее место ИП.
Перечислим основные инстанции, осуществляющие проверки ИП:
Вне зависимости от контролирующего органа, инспекция обычно начинается с проверки регистрации ИП, всех учредительных документов, лицензий и итогов предыдущих проверок.
Регламентирующий закон: статья 14 Налогового Кодекса РФ.
Особый интерес у налоговиков вызывают предприниматели, указывающие слишком низкую заработную плату сотрудникам или долгое время работающие в убыток.
Запрещено повторно проверять предпринимателя по тому же налогу за тот же период.
Камеральная проверка налогов дополнительно контролирует сданную отчетность. Инспекция может запросить разъяснения для некоторых данных или подтверждения расходов. Длится проверка до трех месяцев с окончания отчетного периода. На исправление ошибок, не привлекших к недоплате налогов, проверяемому дается пять дней. Если будут обнаружены серьезные нарушения, в течение десяти дней ИП будет привлечен к ответственности.
В ходе выездной налоговой проверки проводится более глубокий аудит. Такая проверка грозит только нарушителям и неплательщикам налогов. К процедуре могут быть дополнительно привлечены эксперты и свидетели, проведены инвентаризация помещений и выемка документов.
Ревизия может длиться два месяца, или быть продлена до шести в следующих случаях:
- У фирмы несколько обособленных подразделений;
- Требуется дополнительная экспертиза;
- ИП нарушил сроки выдачи требуемых документов.
Помимо налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, проверяются и другие документы:
Организуется тщательная проверка доходов и расходов, влияющих на сумму оплачиваемого налога. Режимы налогообложения, не зависящие от фактической прибыли реже подвергаются внеплановым налоговым проверкам. Поэтому проверки ИП на ЕНВД реже заканчиваются штрафами.
Налоговая проверка бывшего ИП тоже допустима – в течение трех лет со дня ликвидации.
Проверка закрытого ИП может быть также названа итоговой, ее цель – выявить несоответствия, недоплату налогов. В том числе осуществляется проверка задолженности, которая могла остаться за предпринимателем.
Регламентирующие акты: «Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей» за Постановлением Правительства РФ номер 322 от 30.06.2004 года.
Проверке подлежат все предприятия, предоставляющие услуги или продающие товары населению. Перечень проверяемых моментов очень широк.
Назовем самые популярные:
- Вывеска, ценники и прайсы;
- Уголки потребителя;
- Освещенность и вентиляция в помещении;
- Санитарные нормы, наличие сертификатов соответствия на товары;
- Соблюдение сроков годности продукции;
- Когда это требуется – наличие у сотрудников сан. книжек и униформы.
Сегодня Роспотребнадзор проверяет не только работу с потребителями, но и соблюдение санитарных норм на предприятии. Чаще всего подобные проверки навещают продуктовые магазины и заведения общепита.
Роструд контролирует соблюдение прав наемных работников. Очень часто основанием для внеплановой проверки служат жалобы сотрудников.
Также под строгий надзор попадают следующие работодатели:
- Принимающие на работу иностранных граждан;
- Имеющие несовершеннолетних работников;
- Выплачивающие слишком маленькую заработную плату.
Проверке подлежат все кадровые документы:
- Трудовые договоры – соблюдение ими трудового законодательства, правильность оформления, наличие подписей;
- Трудовые книжки сотрудников;
- Штатное расписание и табели учета рабочего времени;
- Графики отпусков;
- График выдачи заработной платы.
Соответствовать нормам найма сотрудников несложно – достаточно тщательно изучить Трудовой Кодекс РФ.
Инспекторы от МЧС проверяют документацию по противопожарной безопасности на предприятии и наличие средств борьбы с огнем и предотвращения возгорания.
Наиболее востребованные проверкой документы:
- Приказы руководителя об отключении оборудования в конце смены, об установлении мест для курения;
- Приказ о периодичности прохождения сотрудниками противопожарного инструктажа и журналы учета инструктажей;
- Планы эвакуации.
В помещении пожарная выездная инспекция проверяет:
- Соответствие плана эвакуации и реальной конфигурации здания;
- Наличие, расположение и доступность аварийных выходов;
- Материалы отделки стен, пола, потолка, состояние решеток на окнах;
- Количество и расположение огнетушителей и прочих средств борьбы с огнем;
- Для помещений, в которых находится более десяти человек – состояние системы оповещения о пожаре.
Важно помнить, что не так страшен штраф от пожарной инспекции, как урон от пожара, случившегося из-за нарушения норм.
Инспекция Ростехнадзора выдает лицензии и проверяет многие виды деятельности, предполагающие использование природных ресурсов и взаимодействующие с опасными производственными объектами (проектирование, монтаж, транспортировка и так далее).
Предмет проверки: соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности.
Все возможные нарушения, как правило, устраняются предпринимателем перед получением лицензии, а для дальнейших проверок достаточно поддерживать соблюдение всех требований.
Проверка прокуратурой производится исключительно на основании информации о нарушениях ИП, не попадающих под контроль другого государственного органа. Если это возможно – прокуратура обязана делегировать полномочия проверяющего другому ведомству, в остальных случаях она может проводить проверку самостоятельно.
Без информации о нарушениях, поступившей от граждан, других юридических лиц или СМИ, прокуратура не может инициировать инспекцию. Поэтому предпринимателям, не нарушающим закон, не стоит ее опасаться.
Прокурор проверяет достоверность жалобы на ИП и, если нарушение подтверждается, в зависимости от его тяжести ИП может быть выдано предписание об исправлении ситуации или возбуждено судебное дело.
Разумеется, самый верный способ избежать после проверки штрафа – не нарушать закон. Довольно сложно, но все-таки возможно вести бизнес, соблюдая все нормы законодательства.
Первым делом необходимо изучить законы. Самые распространенные штрафы, налагаемые на предпринимателей по результатам государственных инспекций, собраны в 14 главе Административного Кодекса РФ.
Уголовный Кодекс тоже нельзя упускать из внимания. Например, по статье 199 можно получить до 6 лет лишения свободы за уклонение от уплаты налогов.
Хорошо, если на предприятии действует строгий пропускной режим – так инспекторы не смогут начать выездную проверку без присутствия руководителя. В иных ситуациях стоит быть осторожным.
По закону выездная проверка должна осуществляться в присутствии предпринимателя или его заместителя, но на практике бывает, что инспекция встречается с нарушениями, едва попав на территорию организации. Даже разговоры сотрудников на крыльце могут быть использованы против проверяемого.
В связи с этим предпринимателю необходимо:
- Заранее организовать систему безопасности;
- Провести инструктаж сотрудников о правилах общения с проверяющими – только в присутствии руководителя.
Выездная проверка в отсутствии ответственного лица возможна только в чрезвычайных ситуациях, в случаях причинения вреда здоровью граждан, животных.
Прежде чем инспекция начнет выездную проверку, предпринимателю нужно проверить их:
- Ознакомиться с удостоверениями проверяющих (данные можно на всякий случай переписать).
- Принять под роспись и изучить копию приказа о проверке. В нем должны быть указаны цели проверки, виды контрольных мероприятий, состав проверяющей комиссии, дата проведения и прочие условия.
Если все документы верны, не стоит препятствовать проверке, за это можно получить дополнительный штраф.
Если проверка проводится в рамках уголовного дела, проверяемый имеет право не отвечать на вопросы до приезда своего адвоката и не подписывать документов (даже акта проверки).
Проверяемый обязан предоставить инспекторам доступ ко всем документам и помещениям, связанным с предметом проверки.
Журнал проверок заводится на предприятии по желанию руководителя. Его наличие поможет контролировать частоту проверок и многие другие факторы.
Итогом проверки становится акт, в котором фиксируются все проведенные мероприятия и обнаруженные нарушения. Подпись предпринимателя под актом означает его согласие со всем, что там описано.
ИП имеет право вносить в акт проверки свои возражения.
Внесение в акт обоснованных возражений увеличивает шансы предпринимателя на обжалование результатов проверки. Поэтому прежде чем подписывать акт, необходимо тщательно его изучить.
Присутствие во время проверки юриста дает дополнительную гарантию в соблюдении всех прав ИП.
Любую проверку бизнеса проводят люди, а все люди, как известно, могут иногда ошибаться. Небольшое отступление от установленной законом процедуры проверки может сыграть на руку бизнесмену – результаты такой инспекции можно оспорить.
Проверка может быть признана незаконной если:
- Плановая инспекция проводится чаще чем раз в три года;
- Плановой проверки не было в официальном графике на сайте прокуратуры;
- Нарушены сроки проверки, указанные в приказе, или превышена ее максимальная длительность;
- Инспекторы не предъявили приказ о проведении проверки (или его не было вовсе);
- Аудиторы потребовали предоставить документы или пробы, не имеющие отношение к предмету проверки;
- По окончании проверки не был предоставлен акт.
Не стоит бояться обращаться в суд, чтобы оспорить результаты проверки, проведенной с нарушениями.
Прежде всего свои замечания необходимо внести в акт проверки. Это значительно поможет поставить суд на свою сторону.
Подать заявление в арбитражный суд можно в течение трех месяцев с даты нарушения.
В заявлении указываются:
- Реквизиты истца;
- Наименование и адрес ответчика;
- Требования, подкрепленные ссылками на нормативные акты и законы;
- Материалы, доказывающие факт нарушения (заключения экспертов, показания свидетелей, видео и аудиозаписи хода проверки).
Статистика показывает, что все больше исков заканчиваются в пользу предпринимателей. Через суд можно не только признать недействительными результаты проверки и выписанные штрафы, но и получить компенсацию.
Также недовольный действиями инспектора предприниматель имеет полное право подать на него жалобу вышестоящему руководителю. Жалобу нужно написать в двух экземплярах, обязательно указать адрес для ответного письма и отнести документ в учреждение, проводившее проверку. Один экземпляр с отметкой секретаря о получении остается у заявителя. Если через десять дней ответ так и не поступит, можно обращаться в арбитражный суд.
Операторов обработки персональных данных начнут проверять по новым правилам
Как теперь будут проводиться проверки юрлиц и индивидуальных предпринимателей и как к ним подготовиться?
13 февраля 2019 г. Правительством РФ были приняты 1 Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных (далее – Правила). Они вступили в силу 23 февраля и обязательны к применению Роскомнадзором, который и должен контролировать обработку таких данных.
Если вы собираете, храните и используете персональные данные, то мы рекомендуем вам ознакомиться с нововведениями в процедуре проведения плановых и внеплановых проверок, внесенными новыми Правилами.
Кто считается оператором обработки персональных данных и кого будут проверять?
Операторами являются лица, которые обрабатывают персональные данные, т.е. совершают любые действия с ними или определяют цель и способ обработки данных и их состав (п. 2 ст. 3 Закона о персональных данных). Проверки операторов осуществляются согласно п. 1 Правил и ч. 1.1 ст. 23 Закона о персональных данных 2 .
В то же время из п. 6 Правил следует, что плановые проверки проводятся в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В отношении иных лиц, судя по всему, будут проводиться только внеплановые проверки.
Стоит учитывать, что на порядок осуществления таких проверок не распространяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 3 (п. 20 ч. 3.1 ст. 1 этого закона). Это означает, что правительство вправе устанавливать иной порядок организации и проведения проверок, чем тот, который определен данным законом. Принятые Правила на данный момент в целом соответствуют Закону о проверках, но в последующем они могут быть изменены. Оператору при этом необходимо будет руководствоваться именно положениями Правил, а не нормами Закона о проверках.
Ранее проверки и иные подобные мероприятия проводились на основании Административного регламента Роскомнадзора (далее – Регламент).
Он не был изменен и не утратил силу на момент подготовки данного материала. Однако применяться Регламент будет лишь в той части, которая не противоречит Правилам, поскольку они утверждены нормативным актом более высокого уровня. Можно ожидать, что Регламент будет приведен в соответствие с Правилами в ближайшее время.
Пунктом 33 Регламента установлено, что плановые проверки проводятся один раз в три года. Данный срок указан и в п. 6 Правил.
Кроме того, определено специальное правило в отношении операторов:
- обрабатывающих персональные данные в государственных информационных системах;
- осуществляющих сбор биометрических или специальных категорий персональных данных;
- осуществляющих трансграничную передачу персональных данных на территорию, на которой не обеспечивается адекватная защита прав субъектов;
- осуществляющих обработку персональных данных по поручению иностранного лица или органа власти, которые не зарегистрированы в России.
Плановые проверки таких операторов будут проводиться один раз в два года.
Сведения о проведении плановых проверок должны быть включены в ежегодный план, размещаемый Роскомнадзором на своем официальном сайте. Кроме того, о плановой проверке ведомство должно уведомить оператора не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Сообщается об этом заказным письмом или по электронной почте, если ее адрес размещен на сайте оператора.
О проведении внеплановой проверки Роскомнадзор обязан уведомить оператора любым способом не позднее чем за 24 часа до начала ее проведения.
Пунктом 20 Регламента было установлено, что срок проведения плановых и внеплановых проверок не может превышать 20 рабочих дней и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства были определены иные сроки проведения проверок: не более 50 часов для малого предприятия и не более 15 часов для микропредприятия.
В новых Правилах сократили срок проведения внеплановых проверок. Теперь он составляет не более 10 рабочих дней и может быть продлен в исключительных случаях не более чем на 10 рабочих дней (п. 17 Правил). При этом в Правилах отсутствует указание на другие сроки проведения проверок для субъектов малого предпринимательства.
Также установлено правило исчисления сроков проведения проверок операторов, действующих на территории нескольких субъектов РФ. Они исчисляются в отношении каждого филиала, однако совокупный срок проверки не может превышать более 60 рабочих дней (п. 18 Правил).
Регламентом предусмотрены следующие основания для проведения внеплановых проверок:
- неисполнение оператором выданного Роскомнадзором предписания об устранении нарушений;
- поступление в Роскомнадзор информации о причинении вреда жизни и здоровью граждан или возникновении угрозы причинения такого вреда вследствие ненадлежащего исполнения оператором своих обязанностей;
- приказ руководителя Роскомнадзора или его территориального подразделения, изданный в соответствии с поручением президента, правительства или прокуратуры.
В п. 8 Правил основания для проведения внеплановых проверок несколько изменены:
- они могут быть назначены после поступления в Роскомнадзор любых сведений о нарушении прав субъектов персональных данных, предусмотренных гл. 3 Закона о персональных данных. Например, если такой субъект сообщил об утечке информации;
- поручения президента и правительства, а также требования прокурора являются теперь самостоятельным основанием для проведения внеплановых проверок;
- они также могут быть назначены по решению руководителя Роскомнадзора на основании проведенных сотрудниками этого ведомства мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами (о них далее).
Проверки могут проходить в двух формах – документарной (когда Роскомнадзор проверяет предоставленные оператором документы без личной явки к нему) и выездной (когда проверка осуществляется сотрудниками Роскомнадзора по месту нахождения оператора).
Документарными могут быть только плановые проверки (п. 25 Правил). В этом случае Роскомнадзор запрашивает у оператора интересующие документы, которые он обязан представить в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Непредставление сведений является основанием для привлечения к административной ответственности (ст. 19.7 КоАП РФ).
Если в документах будут выявлены ошибки или неточности, Роскомнадзор направит дополнительный запрос. Ответ на него оператор должен дать в течение трех рабочих дней. В противном случае Роскомнадзор вправе назначить выездную проверку. Она осуществляется по месту нахождения оператора и не может проводиться в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 32 Правил).
Оператор обязан обеспечить сотрудникам Роскомнадзора все условия для проведения проверки, в том числе представить запрошенные ими документы. По итогам составляется акт проверки (п. 42 Правил). В случае выявления нарушений оператору выдается предписание об их устранении. Также он может быть привлечен к административной ответственности.
Правилами регламентирована новая форма осуществления контроля – это мероприятия, которые проводятся без взаимодействия с операторами. В их рамках осуществляются:
- проверка информации, размещенной оператором в интернете и СМИ, – например, сведений о политике обработки персональных данных;
- анализ информации, предоставленной оператором или полученной Роскомнадзором от органов государственной власти в рамках межведомственного взаимодействия, – например, сведений, указанных оператором в уведомлении об обработке персональных данных.
Основаниями для проведения данных мероприятий являются поручения президента, правительства или руководителя Роскомнадзора, а также поступление в Роскомнадзор информации от физических или юридических лиц, из интернета или СМИ о нарушении прав субъектов персональных данных или обязательных требований. Например, причиной такой проверки могут стать размещенные в СМИ сведения о допущенной оператором утечке персональных данных.
Следует учитывать, что Роскомнадзор в первую очередь обращает внимание на следующие моменты:
Если осуществляется внеплановая проверка в связи с поступлением в Роскомнадзор сведений о нарушениях прав субъектов персональных данных или если ведомство выявило такие нарушения в ходе проведения дистанционного контроля – рекомендуется заранее предоставить пояснения по выявленным нарушениям.
Следует учитывать, что утвержденные Правила не распространяются на контроль и надзор за обеспечением безопасности обработки персональных данных, которая осуществляется в информационных системах, установленных в соответствии со ст. 19 Закона о персональных данных. Контролируют выполнение этих требований закона ФСБ и ФСТЭК.
В этом случае оператору направляется требование об устранении нарушений, которое должно быть исполнено в течение 10 дней. Также может быть назначена внеплановая проверка.
Невыполнение предписания уполномоченного органа является основанием для привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) и наложения штрафа в размере до 500 руб. на граждан, до 2 тыс. руб. – на должностных лиц, до 20 тыс. руб. – на организации. Должностное лицо может быть также дисквалифицировано на срок до трех лет.
Кроме того, оператор может быть привлечен к административной ответственности (ст. 13.11 КоАП РФ), если в его действиях будут выявлены признаки правонарушения в сфере персональных данных. Например, если станет известно, что оператор не опубликовал сведения о политике обработки персональных данных, то он может быть привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ.
Что делать оператору, если он не согласен с результатами проверки?
Оператор может обжаловать действия проверяющих и их решения. Жалоба направляется руководителю территориального подразделения Роскомнадзора или руководителю ведомства, если нарушения допущены сотрудниками центрального подразделения. Жалоба может быть устной или письменной, в том числе в форме электронного документа, и должна быть рассмотрена должностным лицом в течение 30 дней со дня ее регистрации.
Акт проверки, составленный сотрудниками Роскомнадзора, может быть оспорен в досудебном порядке, описанном выше, либо в судебном порядке.
Привлечение оператора к административной ответственности может быть обжаловано в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
1 Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных».
2 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
3 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.