Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "чай в россии". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.
Чай — уникальный напиток, который популярен в России с незапамятных времен. Многие начинают день дома или в офисе с чашечки хорошего чая. Чаепитие собирает членов семьи и гостей за одним столом. Чай может подаваться в любое время суток, отдельно со сладостями или в завершении трапезы. На Руси чайная церемония была настоящим ритуалом, во время которого велась душевная беседа. В современном мире традиции семейного чаепития сохранены не в полном объеме, но многие обычаи до сих пор поддерживаются. С какого времени ведется летопись чая? История в России насчитывает несколько столетий.
Чай был привезен в Россию с Востока еще в 16 веке. Тогда Ялишев и Петров, два казачьих атамана, побывав в Китае, узнали о чае, составили его описание. В качестве подарка от китайского императора русскому царю они привезли маленькую коробочку с желтым чаем. Но это неофициальная версия.
Летопись начинает отсчет истории с 1638 года. Русскому царю Михаилу Федоровичу монгольский хан прислал четыре пуда чая. Но ни царю, ни его боярам не понравился новый напиток. Раньше на Руси пили только отвары из трав и ягод, особой популярностью пользовался травяной сбитень. Несмотря на то, что чай не пришелся ко двору, бояре отметили его способность тонизировать сознание и не давать уснуть.
Позже русский посол Иван Перфильев привез китайский чай в подарок царю Алексею Михайловичу. Это было в 1655 году, лекарь при дворе использовал заморский напиток для лечения желудочных болей у царя. Целебные свойства чая были оценены и чайный лист стали заказывать в Китае.
Договор с китайским императором на поставку чая был заключен только в 1679 году русским послом Головиным. По Кяхтинскому тракту к Московскому Кремлю потянулись караваны с чаем. Чай, доставленный такими караванами, сохранял свои целебные и вкусовые качества, поэтому ценился выше, чем тот, который доставлялся по морю. Стоимость чая была высокой и до 18 века его могли пить только в царских палатах и домах бояр. В 18 веке чай стал доступен зажиточным купцам и дворянам, хотя и стоил он в сто раз дороже икры. Чай облагался пошлиной, его можно было обменять на натуральные меха.
В 19 веке в Москве было открыто более тысячи чайных магазинов. Появились чайные, которые быстро стали популярными среди простого народа. Появилось выражение «чаи гонять», чаепитие устраивали за большими длинными столами, где пили чай из самовара и вели неспешную беседу. Уже к началу 20 века Россия стала одной из самых чаепотребляемых стран мира.
Чай из Китая в Россию поставлялся по Сибирскому тракту, старинному транспортному сухопутному пути, который соединял Китай и западную Россию. Часть этого пути получила название «Великий чайный путь». Это было нелегкое путешествие, дорога занимала 16 месяцев. Путь начинался в городе Калган, туда из южных провинций Китая поставлялся чай для продажи. Представители Русских торговых компаний покупали его и грузили на верблюдов.
Караван медленно двигался через пустыню Гоби в Монголии. Далее караван подходил к заставе Кяхты на границе Российской империи. Коробки с чаем маркировались, тщательно упаковывались в фольгу и бумагу, помещались в бамбуковые коробки или вшивались в бычьи шкуры. Упакованный таким образом чай загружали на сани или телеги, чтобы отправиться в Иркутск. Из этого города чай доставлялся в Москву и другие города на ярмарки. Такой сложный путь обуславливал высокую стоимость чая.
«Великий чайный путь» к концу 19 века уже не мог обеспечить всю Российскую империю чаем. Началось строительство Транссибирской магистрали. Чай стали доставлять по железной дороге, что снизило стоимость чая и сделало его доступным.
После того, как чай стал доступным, чаепитие стало очень важной частью жизни каждого. За чаем стали решаться семейные дела, вестись деловые переговоры. Главная особенность русского чаепития — состояние покоя, душевности, радости. Ведь чай, как считали на Руси, может согреть не только тело, но и душу. В отличие от Японии за чаем в России не нужно было молчать. Наоборот, это считалось неуважением к хозяину и другим гостям.
На Руси сложилась традиция «чаепития по-купечески». Оно было затяжное, длительное с большим количеством сладостей и выпечки на столе. Проходило неторопливо, чтобы каждый мог получить удовольствие от потребления чая и от общения. Стол для чаепития обязательно покрывался скатертью. Главным атрибутом был самовар. Ему отводилась особая роль, его ставили в центр стола.
Ближе к месту хозяйки устанавливался заварочный чайник. Хозяйка разливала чай и угощала гостей. На заварочный чайник надевалась специальная грелка, сшитая из плотного материала. Она была колоритной, сшитой в виде матрешки, русской красавицы или сказочного животного.
На стол выставлялся фарфоровый сервиз, который состоял из сахарницы, блюдец и чашек. Рассыпной сахар клали в чашку специальной ложечкой, которую потом возвращали в сахарницу. Каждый гость размешивал чай собственной ложкой. Небольшие розетки подавались для меда, варенья.
Чай заваривали разными способами. Самый распространенный способ — это засыпать заварку черного чая в чайник, обваренный кипятком, залить кипятком, закрыть крышкой и накрыть сверху грелкой. Спустя некоторое время чай можно разливать по чашкам.
Еще один способ — заварка двумя чайниками. Сначала заварка разливается из чайника по чашкам, затем разбавляется кипятком из самовара. Но данный способ стал использоваться немного позже, в рабоче-крестьянской среде, когда на чае стали экономить.
Исконно русским обычаем является пить чай из стаканов с подстаканниками. Так чай подавали в трактирах еще в 17-18 веке. Подстаканник давал возможность не обжечься. Выпускались простые подстаканники из никеля, меди, а также дорогие из серебра. В настоящее время чай в подстаканниках разносят только в поездах дальнего следования.
В некоторых домах пили чай из блюдечек. Обычно это происходило только в семейном кругу, поскольку такой способ чаепития считался вульгарным.
Угощение — главная часть любого чаепития. Оно зависело от достатка хозяев, но на стол всегда выставлялось самое лучшее. Чай было принято пить со сладкой выпечкой, бубликами, калачами, баранками. Для званых гостей и в выходные дни пекли пироги с разнообразными начинками. На купеческих столах было американское и французское печенье, вафли, шоколадные конфеты. Простолюдины пили чай с добавлением ягод, листьев мяты, смородины.
Во многих домах к чаю подавали домашнее яблочное или вишневое варенье, мед. В 19 веке сахар был в виде большой сахарной головы, от него откалывали небольшие кусочки, с которыми пили чай «вприкуску». Сахар был твердый, он растворялся медленно, что позволяло продлить удовольствие. В чай по вкусу добавлялось молоко. Иногда использовали сладкие фруктовые наливки домашнего изготовления.
С тех пор прошло много времени, но в России по-прежнему любят чай и в каждой семье складываются свои традиции чаепития.
Знаете ли Вы? В России чай попробовали раньше, чем в Англии и Голландии. В Европу его поставлялся морским путем, к нам – сухопутными караванами. «Путь чая» из Китая до Москвы занимал 16 месяцев! Будучи изначально дорогим, он почти полностью в начале XIX века заместил традиционный для России квас! Хотите знать больше? Читайте историю появления и распространения чая в России ниже!
Уже в 1567 году казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывавшие с экспедицией в Китае, описали диковинный напиток, доселе неизвестный в России. После казачьей экспедиции в Китай, никто не проявил тогда интерес к чаю, кроме членов самой экспедиции. В этот период происходит активное завоевание Сибири, и, следовательно, сближение границ Китая и Российской империи, открываются возможности новых торговых направлений.
Впервые в западной России, чай попробовали в 1618 году, когда китайские послы представили царю Михаилу Федоровичу (первый царь из династии Романовых) несколько образцов чая. Но это событие опять осталось незамеченным.
Началом истории чая в России можно считать 1638 год, когда российский посол Василий Старков привёз чай в подарок от западномонгольского Алтын-хана. Восточный сосед буквально навязал 64 кг чая в обмен на соболиные шкурки. Посол чувствовал себя глубоко обманутым, когда представил перед царем ханский подарок в виде «каких-то листьев». «Как так? Обменять пушнину и серебро на 2 пуда какой-то сенной трухи?». Но вскоре ситуация прояснилась иной стороной. «Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде» – отчитался Старков перед государем. Царь Михаил Федорович пригласил бояр на дегустацию «сушеных листьев» – все сидевшие за столом были очарованы ароматным бодрящим напитком. Да и царь не остался равнодушным.
Так чай появился в России и начал активно проникать в российскую обыденность, но из-за своей редкости был доступен только высшим слоям общества. Спустя 30-40 лет после первого русского чаепития, редкий чай уже можно было купить на ярмарках.
Хорошим поводом для удешевления чая и удовлетворения спроса явился, подписанный в 1698 году, Нерчинский торговый договор, согласно которому была определена граница между Россией и Китаем по реке Аргуни. Чуть позже с Китаем был подписан новый торговый договор подразумевающий частную беспошлинную торговлю между государствами.
чайный двор в Кяхте (XIX век)
По настоянию китайской стороны, торговля проходила через одну точку на установленной границе. В 1728 г на российской границе построилась торговая слобода Кяхта, а в 1730 уже на китайской стороне – «Маймачен» (по-китайски Mǎimàichéng (買賣城) – «торговое поселение»)
Через Кяхту в Китай вывозились главным образом пушнина, из Китая — чай. В небольших количествах доставлялись шелковые и хлопчато-бумажные ткани и фарфоровые изделия. Около века именно Кяхта снабжала чаем всю Россию.
Несмотря на торговый союз, стоимость чая оставалась высокой, из-за чего тот был «по карману» по-прежнему только богатой прослойке русского населения. После смерти Екатерины Великой (1796), цена на китайский чай упала от чего тот распространился по всему русскому, сперва, городскому обществу, постепенно замещая традиционный русский напиток – квас. Именно с начала XIX века начинается массовое распространение чая по Российской империи.
коробки с чаем в Кяхте
Интересно отметить, что Москва на протяжении всего XIX века доминирующим распределительным рынком чая в европейской части России. Даже в столицу, в Петербург, чай привозили из Москвы.
Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписывался в русскую ментальность: сердечность, теплота и близость, – все это создало свою национальную традицию чаепития.
Уже в 1814 году Россия предприняла попытки культивировать чай в Крыму, но новая культура не прижилась. Вторая попытка была предпринята в 1847 году в Озургети (сейчас Юго-Западная Грузия) и увенчалась успехом. Вскоре после этого, чай начали выращивать и в районах Северного Кавказа (сейчас это Краснодарский чай)
Кстати, знаете ли Вы, почему в России «Чай», а в Европе «Tea»? Это идет из самого Китая, а точнее, от китайских диалектов и различного произношения в различных провинциях «Поднебесной». Подробнее об этом читайте в предыдущей записи «Иероглиф чай и его произношение». А вот записи по истории чая в Китае и о легендах появления чая.
Еще один интересный факт: кажется, еще 20 лет назад, какой-либо иной чай кроме индийского или цейлонского был дефицитом в России. Невозможно было найти ни зеленого, ни даже чая с фруктовыми добавками (“компоты”). Но в дореволюционный времена зеленый чай был знаком ценителям значительно лучше, чем принято думать. С 70-х годов по политическим соображениям импорт китайского чая был заменен на индийский и цейлонский.
Памятник “Великий чайный путь”
К концу XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить спрос и нужды Российского общества, поэтому началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Завершение строительства магистрали прозвучало «похоронным гимном» для красочных Российских караванов и великого чайного пути вместе с торговой заставой Кяхтой. Расходы и стоимость транспортировки резко снизились, из-за чего чай подешевел и стал доступен каждому.
Интересная новость! С 2012 года открытся великого чайного пути в качестве туристического маршрута для автомобилистов.
Такова история чая в России до начала XX века! А что Вы можете сказать по этому поводу?
Юлия Верн 33 268 10
Чай — уникальный напиток, по популярности своей едва ли отстающий от кофе. Он захватил почти весь мир, Россия в этом случае не осталась в стороне. Еще с семнадцатого века у нас появилась любовь к этому напитку, которая послужила толчком для чайных традиций и употреблении чая на протяжении многих столетий.
Один из основных чайных мифов гласит, что завез листья в Россию Петр I, но, на самом деле, если копнуть историю чуть глубже, то можно узнать, что первая информация о чае появилась задолго до рождения великого правителя. Первая версия о появлении напитка ссылается еще на 1567 год. Год, когда казачьи атаманы отправились на китайскую территорию и, вернувшись оттуда, описали любопытным русским о традиционном азиатском ритуале употребления неизвестного раньше напитка.
Путь чая из Китая в Россию
Первые появившиеся достоверные источники ссылаются на семнадцатый век. Тогда, в 1608 и 1615 годах были совершены две неудачные экспедиции, но третий раз, в 1618 году стал более удачным — путешественники наконец-то добились успеха. Отряд, возглавляемый казаком по имени Иван Петелин, все-таки добрался до Китая. Предполагается, что в этот год русские уже узнали о существовании чая, но более точных дат о начале его употребления нет. Одна из версий утверждает, что после экспедиции царь того времени Михаил Федорович Романов получил подарок от китайских послов — сразу несколько ящиков чая. Повара совершенно не знали, что с ними делать, пытались приготовить суп, добавляя различные приправы, но очень скоро времени разобрались с листьями.
История развития русских чайных традиций несколько перекликается с французской, поскольку в этой Европейской стране чай тоже жители стали употреблять как лечебный напиток и только после этого из-за его особенного вкуса. В России даже можно найти среди старых медицинских книг рецепты, основным ингредиентом которых служил именно чай.
Русские оценили чай за его свойства, например, способность бодрить и бороться с сонливостью. В середине семнадцатого века был заключен договор с Китаем, обеспечивающий регулярные поставки в Москву. Несмотря на достаточно высокую цену, расходились эти сушеные листья очень быстро, почти всегда оставаясь популярным товаром.
Интересно знать!
Во время правления Екатерины II русские стали употреблять чай в огромных количествах. Несмотря на то, что обгонять чай по популярности стали исконно русские напитки — морсы, медовуха — он все равно оставался крайне желанным напитком.
Последующее распространение напитка по стране способствовало развитию смежных областей. Например, резко разрослось производство тульских самоваров, в девятнадцатом веке получил широкую огласку русский фарфор, идеально подходивший для традиционных церемоний. Многие из этих предметов стали традиционными, сохранившимися в истории страны как исключительно чайные. Кроме того, к девятнадцатому веку, когда цена на чай несколько упала, его начали пить все сословия, но, конечно, именно тогда появился некачественный чай, употребляемый беднейшими слоями населения.
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем (1918 год)
Русские, оценившие чай, почти сразу выделили самые любимые сорта. Их везли не только из Китая, но и из Индии, с Цейлона по морским путям. Среди москвичей наибольшее распространение получили:
- «Жемчужный отборный»,
- «Императорский лянсин»,
- «Юнфачо с цветами»,
- «Серебряные иголки» — более редкий и дорогой белый чай.
В северной столице России полюбились чайные смеси с цветочными добавками, например, именно жители Петербурга чаще других пили знаменитый китайский чай с жасмином.
Разумеется, качественные китайские и другие поставки состояли из отборного черного, зеленого чая разной ценовой категории, но в России предлагали и совершенно другие напитки под тем же названием. Изначально связано это было именно с высокой ценой на хороший товар, кроме того, некоторые русские, особенно крестьяне, особо не разбирающиеся среди элитных напитков и угощений, предпочитали ароматные травяные сборы вместо терпкого питья. Особенно популярны стали:
- «копорский» напиток, готовящийся из высушенных листов Иван-чая;
- фруктовый чай, приготовленный из смеси измельченных фруктов и ягод с добавлением их же высушенных листьев;
- «деревянные» чаи, за основу которых брались листья или даже кора дуба, березы, ясеня, а также других растений;
- травяные сборы, среди которых особенно популярной была душица.
Такие подделки жестоко пресекались правительством, особенно, если их пытались выдать за настоящий чай с помощью ядовитых красителей, а также прочих ненатуральных добавок. Но, с другой стороны, некоторые из этих напитков стали традиционными. Тот же Иван-чай русские пьют и любят до сих пор, невзирая на то, что изначально «копорский» напиток был лишь дешевым аналогом оригинала.
Вообще, именно из-за поиска альтернатив традиционному напитку в России появилось такое большое разнообразие чаев. В первую очередь изобретательности бедных слоев населения обязан так называемый фиточай, ныне популярные травяные сборы. Раньше они использовались исключительно как лекарственные средства — в малых дозах и исключительно на полезных травах, но с постепенным развитием русской чайной культуры оказалась почти так же популярны, как черный и следующий за ним зеленый чай.
Николай Богданов-Бельский . Новые хозяева. (1913 г.)
За долгое время существования чая в России сложились определенные чайные традиции, многие из которых известны до сих пор. Особенность русского чаепития, прежде всего, заключалась в богатом убранстве стола. С напитком подавали огромное количество угощений — выпечку сладкую и несладкую, варенья, сахар и другие лакомства. Чаепитие обычно становилось долгим мероприятием, вполне нормальным было выпить шесть-семь чашек подряд. Кроме того, чай пили в самых разных ситуациях — во время торжества, с семьей или при встрече гостей.
Чай и его альтернативные варианты очень быстро стали популярными среди всех слоев населения. Дворяне, купцы и помещики, мещане и простые люди, а также организаторы общественных пунктов питания полюбили этот напиток. Аристократы видели что-то возвышенное и старались подражать англичанам в способе питья чая, а прочие люди, среди которых были чиновники и простые служащие, владельцы лавок и разносчицы, подражали уже аристократам. Получалось что-то вроде «испорченного телефона», чаепитие обрастало традициями на уровне отдельных социальных слоев.
Кстати, именно благодаря чаю появился «романс» — ныне хорошо известный музыкальный жанр. Это связано, прежде всего, с тем, что за столом обычно во время чаепития проводили много времени: обсуждались различные сделки, враги договаривались о перемирии, а влюбленные и их семьи — о помолвке. Неудивительно, что во время этих долгих встреч вспоминали о лирических стихах, позже положенных на музыку. Преимущество романсов заключалось еще и в том, что для их исполнения хватило бы одного простого инструмента, что было крайне удобным фактом во время исполнения песни за столом.
Пожалуй, самая известная на весь мир русская чайная традиция — это самовар. Но он когда-то был иностранцем. Похожие приспособления использовались в Иране, Китае и Японии с самой древности. Кроме того, археологами были найдены части булгарского самовара, очень похожего на русский. Подобный высокий сосуд существовал даже в Древнем Риме. На русскую землю самовар приехал вместе с Петром I из Голландии.
Самовары были разных форм и размеров
Мастера его заметно изменили и усовершенствовали. Особенно яркие экземпляры стали делать в Туле, они даже удостоились возможности выгравировать государственный герб. Постепенно самовар стал не просто посудой для чая, но и настоящим произведением искусства, мастера соревновались в умении овладеть металлом и придать ему особое изящество, художественность. Сначала самовары грелись с помощью угля или дров, потом появились керосиновые экземпляры, а позже уже широко использовались электрические.
Любопытно!
Еще одним важным символом русского чаепития стало блюдце. Именно из него прихлебывали чай помещики, купцы, ремесленники и простые крестьяне, хотя среди представителей аристократического общества эта привычка считалась крайне вульгарной. Когда чашку возвращали на блюдце, означало, что чая больше не нужно. То же самое означал перевернутый стакан у бедных слоев населения, и ложечка, оставленная в чашке — у знати.
Неотъемлемой вещью стали и чайные сервизы — предмет мечты и гордости любой русской хозяйки. В семнадцатом столетии англичане узнали секрет фарфора, и по Европе пронесся настоящий ураган производства различной посуды. Сначала цена на нее была слишком высока, но достаточно скоро снизилась, и европейский фарфор смогли позволить себе почти все слои населения. На производство русской чайной посуды влияние оказала Елизавета Петровна, приказав основать Императорский фарфоровый завод. При Екатерине II же стали изготавливать прекрасные фамильные чайные сервизы, по качеству не уступавшие ни восточным, ни европейским.
Одним из самых известных украшений стола на Руси можно назвать бабу на чайник. Баба на чайник — это специальная грелка, выполненная в виде женщины в пышных ярких юбках. Ею накрывали верхнюю часть самовара в ожидании, пока заварится чай, позже — заварочный чайник. Кстати, сейчас бабу на чайник тоже можно купить и использовать — так напиток дольше сохранит тепло.
Главным чайным экспонатом советского времени стал железный подстаканник, хотя появился он намного раньше. Изначально чисто функциональная вещь тоже превратилась, как и самовар, в предмет искусства. Подстаканники покрывали самыми разными узорами. Правда, появившийся в XVII веке вместе со стаканом, подстаканник изначально был деревянным. Он предназначался для интеллигентных мужчин, которые, согласно моде того времени, предпочитали пить чай из стаканов. В последующем подстаканник стал более дорогим и изящным — серебряным, уже потом его заменила более дешевая металлическая версия. Сейчас этот функциональный прибор можно встретить в поездах — там традиция пить чай из стакана в подстаканнике сохранилась.
Экспозиция подстаканников в музее
Разумеется, отношение к чаю и традиции менялись с момента его появления, но любовь к нему оставалось прежней. Спустя некоторое время после появления в стране, чай стали выращивать на русских землях. В СССР он оставался едва ли не единственным достойным напитком армии, поскольку алкоголь был запрещен, а солдаты снабжались чаем бесплатно, кроме того, чай предлагали в любом советском общепите.
В любом случае чай был и остается важным русским напитком. Этот факт доказывает хотя бы количество народных фразеологизмов, основанных на названии напитка. Русские традиции чаепития чрезвычайно богаты, а само его существование важно, наверное, для любого жителя страны.
О традициях русского чаепития – все для душевной беседы
Термин «глобализация» еще не был придуман, а товары уже кочевали по миру, привнося в каждую культуру заимствованные вкусы, привычки, манеры. Так и чужестранный чай внедрился в российский быт незаметно и ненавязчиво. Точная дата его появления на Руси остается под вопросом. Создается впечатление, что самовары кипели в избах испокон веков, а чаепитие всегда было исконно русской традицией.
Во времена Ивана Грозного о чае знали лишь понаслышке. Первыми, кто поведал о необычном напитке, считаются российские послы, казачьи атаманы Ялышев и Петров, вернувшиеся в 1567 году из русского путешествия в Китайскую империю. Однако историки находили свидетельства, что за сто лет до этого, в середине XV века, при царствовании Ивана III, восточные купцы уже привозили в Россию чай.
В 1618 году государь Михаил Федорович Романов получил царский подарок от монгольского Алтын-хана — четыре пуда чайного листа. Напиток не впечатлил двор, да и обычные московиты к чаю ничего не испытывали, кроме любопытства.
Второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, имел проблемы с пищеварением, и лекари отпаивали его чаем. Результат порадовал всех, «жизненная сила» чайного напитка была высоко оценена. В лекарственных рецептах того времени чай фигурировал как лечебный ингредиент, и это было его основное применение.
В скором времени с Китаем были подписаны торговые соглашения, и чай стал предметом обмена, чаще всего на ценные меха. Количество товара тогда измерялось в верблюдах, а продукт перевозили в цибиках.
Цибик — пакет или ящик, обшитый сырой кожей и наполненный сухим чаем весом около 40 кг.
Поверхностное знакомство русских с душистым напитком переросло в настоящую любовь благодаря Екатерине II, которая сама питала слабость к заморскому зелью. Были замечены бодрящие свойства, оценен его вкус, и общение с чаем стало приносить удовольствие.
В правление Екатерины II за год употреблялись шесть тысяч «нагруженных верблюдов» заварки. Императрица лично курировала чайные караваны и производство посуды на Императорском фарфоровом заводе. При ней Москва быстро превратилась в чайную столицу России.
По российским необъятным просторам обоз из гужевых повозок добирался от Китая через всю Сибирь и далее до Москвы более полугода. Поэтому чай был очень долгожданным, дорогостоящим и недоступным для простолюдина продуктом.
В эпоху правления Романовых в 17 веке царские приемы проходили с чаепитием. Его пили бояре и богатые купцы, которые к тому же ухватились за «чайное дело» и начали сколачивать на нем состояние. Только в следующем столетии чай распространился на дворянство и купечество среднего уровня.
В России наблюдалась тенденция вытеснения им традиционных русских напитков (сбитень, мед), имевших сладковатый вкус. Вероятно, поэтому женщинам он не нравился из-за горчинки, тем более, что изначально его пили без сахара. Крепкий чай считался мужским напитком.
Во второй половине XIX века стали завозить через одесский порт также индийский и цейлонский сорта, к перевозкам подключились железные дороги. За короткое время чай превратился в доступный продукт, а ближе к концу 19-го столетия его пили все сословия царской России. Тогда же на рынке появились низкосортные дешевые сорта.
Чай постепенно опускался по иерархическим ступеням общества до самых низов. Каждая прослойка населения пыталась подражать вышестоящим, но в силу ограниченных возможностей привносила что-то свое и подстраивала чайный ритуал под себя.
Утонченные аристократы во многом копировали англичан — безукоризненная сервировка стола, красивая посуда, молочник. Здесь употребляли дорогой китайский чай редких сортов, который приносили в сухом виде и заваривали уже за столом.
Дворяне изначально, до появления фарфоровой чайной посуды, пили его из резных стаканов в подстаканниках. Неотъемлемой частью чаепития являлось общение, собственно, с этой целью и собиралась компания за чайным столом.
Купцы и богатые помещики выставляли свою зажиточность напоказ и мерялись кошельками. Чайная церемония представляла собой великолепную возможность выделиться, поэтому ее обставляли со всей помпой и атрибутами изобилия: самовар, различные варенья, мед, многообразие сладкой и соленой выпечки.
Чаепитие длилось долго и обстоятельно, чашки наполняли многократно. Чай пили из блюдца. Учитывая выпиваемое количество, заварку делали очень крепкую, чтобы надолго хватило, и разводили ее в чашках кипятком. Сорта употребляли такие, что дают насыщенный темный цвет.
Мещане — чиновники, лавочники, трактирщики и городские обыватели — подражали богатым сословиям, и собирались за чаем наподобие аристократов. Не имея финансовых возможностей, они все же пытались накрывать изобильный стол на купеческий манер.
Чай стоил дорого, поэтому брали самый дешевый сорт и разбавляли до полупрозрачного состояния. Закуски были простые. Посиделки сопровождались не только разговорами, но и песнями, часто исполняемыми под гитару.
Считается, что русский городской романс под гитару возник и оформился в музыкальный жанр во времена мещанских чаепитий. С простым и небольшим инструментом было удобно разместиться за столом.
Своя культура чаепития сложилась в царской России в общепите. В трактирах чай подавали в двух чайниках, которые ставились один на другой и представляли собой прототип самовара: в нижнем кипяток, в верхнем заварка. Посетитель сам готовил себе напиток нужной крепости. Чай пили из стаканов, которые использовались также для спиртного.
Чайная обычно состояла из двух залов. В одном были большие столы, на которые выставлялся самовар и заварник. Чай разводили по вкусу и пили с закусками. В другом зале решались деловые вопросы, проводились встречи и оформлялись документы.
Россияне почему-то больше полюбили черный чай. «Чаевничанье» стало синонимом задушевной беседы, знаком гостеприимства и обязательным завершающим этапом застолья. Английская чопорность и обязательность, японская и китайская тонкость чайной церемонии в России не прижились. Здесь полностью отмели формализованный порядок чаепития.
Русская душа требует размаха, открытости и душевности. Чайные традиции в России неотделимы от обстоятельных разговоров на любые насущные темы. Чай пьют сколько угодно раз, зимой чаще, чем в теплое время года. К нему обязательно прилагается сладкое — варенье, выпечка, мед, конфеты.
Для гостей во многих домах есть праздничные сервизы: столовый и чайный. В советское время такая специальная посуда была показателем благополучия и статуса в обществе. Все домохозяйки, чтобы хоть как-то приобщиться к элите, мечтали о перламутровом сервизе «Мадонна».
Неизменными всегда остаются два этапа русского застолья: основные блюда с алкогольными напитками и чай с десертами. Во время смены стола гости, разомлевшие от обильной трапезы, выходят перекурить и попудрить носик, и настраиваются на неспешное чаепитие и откровенные беседы. Крепкий чай способствует пищеварению и бодрит.
Такое продолжение застолья спасает от последствий переедания и чрезмерного опьянения. Сервировка стола и способ заваривания чая зависят от хозяйки. Выставляются конфеты, мед, сахар, варенье, лимон ломтиками, выпечка или торт, молоко/сливки в молочнике.
Так принято называть экономную разновидность застолья, урезанную до чаепития. Ее используют по разным причинам: устроители хотят без этикетных формальностей по-быстрому отметить какое-то событие, мало времени для общения, обстоятельства не позволяют накрыть полноценный стол и так далее. Часто в таких случаях берут пакетированный чай и минимальный набор сладостей в одноразовой посуде или собирают стол вскладчину.
Россияне пьют чай несколько раз в день, дома и на работе: в качестве «третьего» после основного приема пищи или отдельно, с десертом или без него. Обычно и дома, и в офисе у каждого есть своя любимая чашка. Часто пьют его перед телевизором.
Любители добавляют к чайной заварке ароматные травы или пряности. Если чай готовится на всю семью, его настаивают в заварнике и разводят кипятком в чашках. В заварной чайник 1-2 раза доливают кипяток по мере опустошения.
Угощение чаем — обычный знак гостеприимства, даже если человек зашел не в гости, а с какой-то целью. Особенно в холода святое дело предложить чашку чая продрогшему визитеру. Никаких устоявшихся правил здесь нет.
При желании, хозяин может составить гостю компанию или предложить что-то из сладостей, но может этого и не делать. Данной традиции придерживаются и в офисах, в зависимости от того, сколько времени посетитель там проводит.
Чаепитие по-русски очень демократичное — в каждом доме сложились свои традиции и рецепты. Чай заваривают разными способами. Все они предельно просты. Главной особенностью было и остается «двухчайниковое» заваривание и хорошее прогревание.
- Счастливые обладатели самовара ставили сверху в специальное гнездо большой заварочный чайник. По мере прогревания воды в самоваре прогревался сосуд с чаем. Напиток разливали по стаканам, не разбавляя, и пили вприкуску со сладостями.
- Если самовара нет, то из чайника и заварника составляли «чайную пару». Чайный лист заливали кипятком в заварнике и утепляли для настаивания. Для него часто шили красивую специальную грелку — «бабу». Такой чай подавался неразведенным, со сладостями вприкуску.
- Третий способ, возможно, самый простой, экономный и популярный в советское время: в заварном чайничке делали очень крепкий настой, разливали понемногу в чашки, и доливали горячей водой.
Чаю нужно отдать должное — он завоевал такую популярность, что полностью вытеснил из обихода традиционные русские напитки. При этом даже не пришлось изобретать посуду. В самоваре всегда готовили русский сбитень, который по составу напоминает безалкогольный глинтвейн.
Сбитень: Из патоки вперемешку с пряностями (зверобой, стручковый перец, лавровый лист, шалфей, имбирь, мускатный орех) готовят очень густой темно-красный отвар и разливают в банки. Тягучую жидкость разводят по мере надобности водой и добавляют сахар.
Популярными напитками были также морс и медовуха. С приходом чая самовар «переквалифицировали» на «чаеварение».
Чайные гурманы в России появились сразу. В страну поступали очень редкие элитные сорта китайского чая, в том числе желтый императорский и дорогие представители черного «цветочного».
В Москве было несколько сотен китайских лавочек, где выбор зеленого и черного был очень богатый. Москвичам полюбились зеленые чаи «Императорский лянсин» и «Жемчужный отборный», желтый «Юнфачо с цветами» и белый сорта «Серебряные иголки». Северная столица предпочитала тонкий вкус цветочных сортов.
В больших городах с выбором чая было проще. Жители сельской местности не разбирались в элитных напитках и не озадачивались сортами и качеством. Во-первых, к ним поступали в продажу не лучшие и самые дешевые сорта, во-вторых, из-за высоких цен, крестьяне предпочитали готовить вместо них сборы:
- «копорский» из сушеной травы иван-чая;
- «деревянный» из листьев и коры деревьев (березы, дуба, ясеня);
- травяные сборы;
- из листьев и плодов фруктовых деревьев и ягодных кустов.
Нечистоплотные дельцы, готовые на любые ухищрения, чтобы сыграть на популярности продукта и извлечь выгоду, воспользовались таким богатым ассортиментом альтернативных напитков. Так появились фальсифицированные чаи.
Они должны были выглядеть как настоящие, поэтому самодельные сборы обрабатывались красителями, зачастую ядовитыми, смешивались с ненатуральными добавками и выдавались за натуральный продукт. Наихудшим видом такой деятельности были манипуляции со спитой заваркой, которая собиралась по чайным заведениям. В правительстве была разработана схема пресечения и система наказаний для торговцев подделками.
Благодаря народной изобретательности, было испробовано множество рецептов альтернативных напитков. Некоторые из них настолько понравились, что стали популярными. Так в российский обиход вошло понятие «фиточай».
В традициях русского чаепития сложились свои собственные клише, влияющие на его оценку. Ему приписываются несуществующие формы и факты, но:
- Самовар — не является русским изобретением, но используется уже очень давно, сначала для сбитня, потом для чая.
- Блюдце — пить из него считается вульгарным. Но кто пробовал, тот знает — так действительно вкуснее. Так было принято в купеческой, а позже и мещанской среде.
- Стакан с подстаканником — чайный экспонат, дань времени, отголоски которого остались в российских поездах. Но все же хороший чай в стакане великолепен. Особенно если посмотреть на свет.
- Баба на чайник — игрушку с широкими юбками может заменить смешная курица или разноцветный петух с распростертыми на чайник крыльями. На крайний случай сойдет хозяйская шапка. Лишь бы чай не замерз.
- Заварка — почему бы и нет, чтобы не возиться с бесконечными завариваниями в самый разгар беседы.
Чай — универсальный напиток, который одновременно насыщает, бодрит и успокаивает. С ним приятно в компании и в одиночку. И даже читать о нем хорошо за чаем.
Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.