Бизнес функция налогового автомата исполняется

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "бизнес функция налогового автомата исполняется". Мы постарались в полной мере раскрыть тему и объяснить все доступным языком. Все свои вопросы вы можете задавать в комментариях к статье. Наш эксперт будет оперативно на них отвечать.

О проекте модернизации налоговых органов АИС “Налог 3”

О проекте модернизации налоговых органов АИС “Налог 3”

В основу статьи положен доклад О.Г. Богатырева, первого заместителя генерального директора ГНИВЦ ФНС России. Доклад посвящен проекту модернизации налоговых органов. Идея модернизации возникла в связи с необходимостью оптимизации бизнес-процессов (внутренних, управления, взаимодействия налогоплательщиков, государственных и муниципальных органов) и организационных структур, а также информационной системы. В статье рассматриваются не только новеллы в IT-проекте.

Основные цели проекта

Определены основные цели проекта модернизации налоговых органов АИС “Налог 3”:

1. Оптимизация снижения трудоемкости и ресурсоемкости исполнения бизнес-процессов будут достигнута за счет повышения уровня оптимизации рабочих процессов и создания подразделений, на которые будут возложены функции по отдельным процедурам обработки и подготовки налоговой информации.

2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет о расширении, фактически о переводе в электронный вид процедуры взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизации системы интернет-сайтов, создании единого контакт-центра ФНС России, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. В рамках налоговой службы объем информации, который подлежит обработке, составляет уже порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции информации: должна быть создана взаимосвязь, которая потребуется для процедуры налогового администрирования и для процедур контрольной работы.

4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов: соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России.

Рисунок 1. Модернизация архитектуры

Модернизация архитектуры системы

Для разработки концепции модернизации сотрудники ГНИВЦ ФНС России провели анализ существующих в IT-области новых тенденций и технологий, которые в ближайшие 10 лет будут определять облик информационных систем. С учетом этих особенностей была разработана новая архитектура системы (см. рис. 1). Следует заметить, что новая система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в центрах обработки данных (ЦОДах). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры хранения данных не будет. В этих ЦОДах будут использоваться средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяемой нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг. Далее будет создаваться единая централизованная система баз данных, с которой будут работать пользователи всех уровней.

Работа пользователей представляет собой терминальный доступ и доступ через “тонкого клиента” к единой централизованной базе. Это потребует модернизации системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей пропускной способностью, чем сегодня с резервированием. Необходимо также создание централизованной системы информации, поскольку налоговые данные собраны в едином массиве и подлежат отдельному уровню защиты, а значит требуют соответствующей системы поддержки и управления. Реализация проекта потребует поэтапной модернизации существующей струкуры ФНС России, создания большого ЦОДа, где будет размещаться эта инфраструктура. Одновременно будут модернизироваться существующие ЦОДы, в которые будут переноситься инфраструктура и данные из системы электронного обмена данными (ЭОД).

Рисунок 2. Федеральное хранилище данных

Основной ЦОД примет на себя вычислительную нагрузку, а существующие ЦОДы станут резервными.

Федеральное хранилище данных

Рисунок 3. Подсистемы внешнего взаимодействия

Подсистема внешнего взаимодействия

Следующая часть АИС “Налог 3” – это подсистема внешнего взаимодействия (см. рис. 3). Она реализует три функции:

– взаимодействие с внешними информационными системами;

– электронное взаимодействие – обработка информации для работы внутри основных систем налогового администрирования;

– электронное взаимодействие с налогоплательщиками.

Массовый ввод, печать и рассылка

Рассмотрим подсистему массового ввода печати и рассылки налоговой информации. Проектом модернизации налоговых органов АИС “Налог 3” предусмотрено преобразование существующих ЦОДов в специализированные подразделения, которым будут переданы функции массового ввода по всем налоговым инспекциям. Это означает, что в ИФНС не останется функций и работы по массовому переводу информации с бумажных документов в электронный вид. Выделение функции массового ввода призвано решить две задачи:

– снизить общую трудоемкость ввода информации в систему, т.к. им будет заниматься меньшее количество людей;

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

– обеспечить своевременность и качество перевода информации. В ЦОДах применяются комбинированные технологии распознавания информации и ввода. Получается, что двойной ввод фактически сводит к нулю количество ошибок, которое появляется на выходе, и информация фактически готова для автоматической обработки.

Читайте так же:  Как открыть продуктовый магазин

Функционирование такой системы потребует изменений в действующем нормативном обеспечении:

– необходимо узаконить правовой статус Центра по подготовке и вводу информации (внести изменения в Положение о ФНС России, в Положение о территориальных органах ФНС, возможно – уточнить формулировки первой части Налогового кодекса РФ);

– следует законодательно закрепить возможность использования электронного образца подписи руководителя и печати налогового органа либо исключить обязательность подписи и заверение гербовой печати налогового органа для отдельных видов документов.

С точки зрения модернизации бизнес-процессов, потребуется провести большую работу по организации доставки документов из налоговых инспекций и управлений в центр, где они будут переводиться в электронный вид.

Следующий блок электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками – это личный кабинет. Цель этой подсистемы подразумевает полное исключение очного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговыми органами планируется показывать налогоплательщику практически всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом. А также в планах направление налогоплательщику уведомления. Будет дана возможность осуществлять коммуникации в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи, без личного присутствия в ИФНС. В этом случае также потребуется внесение ряда изменений в НК РФ. Должна быть закреплена возможность направления налоговыми органами налогоплательщику практически всех видов документов, которые сегодня формируются в электронном виде. Аналогичную работу нужно проделать для того, чтобы определить порядок реализации налогоплательщиком своих прав при взаимодействии с налоговыми органами в электронном виде.

Подсистема налогового администрирования

Подсистема налогового администрирования (см. рис. 4) – это тот функционал, который есть сегодня в рамках ЭОД. Предполагается принципиально изменить подход к реализации этого блока, т.е. в рамках каждого бизнес-процесса выделить блоки обработки информации, которая будет происходить без участия человека и технологических процедур (принятие решения, определение данных, интерактивная работа с данными).

В данной подсистеме существует два блока: налоговый автомат и интерактивные сервисы.

Рисунок 4. Подсистемы налогового администрирования

Обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы

Рассмотрим еще две части архитектуры – обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы. В обеспечивающих подсистемах присутствуют два компонента: управление документами и ведение электронного/бумажного архива. По прогнозам специалистов налоговых органов, к 2014 году в ФНС России на хранении будет находиться порядка 8 млрд. листов бумажных документов. Это налоговая и бухгалтерская отчетность, истребованные документы, учетно-регистрационные дела, документы, которые поступают в порядке документооборота. Управление таким огромным массивом данных требует создания отдельной системы.

Как видно, значительное место в системах АИС занимает электронный документооборот. Перед налоговыми органами стоит задача по упорядочению этих двух подсистем (управление документами и ведение электронного архива) и стандартизации работы с бумажными документами, обеспечение хранения и доступа к бумажным и электронным документам пользователей как этих, так и других подсистем, которые входят в состав АИС. Потребуется также провести работу, чтобы узаконить правовой статус центра по ведению и хранению бумажных/ электронных документов, по подготовке специализированных центров хранения бумажных документов и доставке их в места постоянного хранения.

Информационно-аналитические подсистемы – мозг будущей общей системы. Сотрудники будут заниматься контрольной работой, управлением производственного процесса. Работа аналитических подсистем связана с формированием комплекса индикаторов и ключевых, интегральных показателей деятельности ФНС России, с автоматическим формированием отчетности и информационно-аналитической поддержкой налогового администрирования.

АИС “Налог-3” – новая разработка от ФНС

ФНС России поставила перед собой задачу создания новой автоматизированной системы, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

Преимущества новой системы:
Исключить дублирование, а значит, противоречивость данных.
Вести всю работу с актуальной целостной информацией.
Исключение передачи сведений между уровнями (местным, региональным, федеральным) и межинспекционный обмен данными.
Любые изменения в данных доступны всем налоговым органам незамедлительно.
Используется централизованная нормативно-справочная информация.
Систему нового поколения назвали АИС «Налог-3». Среди налоговиков ее прозвали – “налоговый автомат”. Предполагается, что большинство процессов будут автоматизированы. Так ли это?

В тестировании АИС «Налог -3» участвуют все инспекции в 9 базовых и 18 стартовых регионах – всего 430 инспекций.

Основными элементами АИС «Налог-3» являются:
– транзакционный сегмент;
– аналитический сегмент.

Транзакционный сегмент.
Опытная эксплуатация транзакционных подсистем условно разделена на 3 очереди. Каждая очередь представляет собой набор функций налогового администрирования, которые подлежат проверке. По мере опытной эксплуатации этот набор постепенно расширяется. При этом каждая следующая очередь включает в себя предыдущую.
При этом по окончании 3-й очереди говорить о 100% охвате АИС «Налог-3» функций налогового администрирования преждевременно. Работы по описанию и реализации бизнес-процессов налогового администрирования не завершены, поэтому не исключена возможность появления новых очередей тестирования.

Читайте так же:  Мсп

Аналитический сегмент
В рамках опытной эксплуатации аналитического сегмента в хранилище с августа поднимаются данные от 47 инспекций. Поступающая информация включает в себя данные об учете, сведения о расчетах с бюджетом, об исполнении обязанностей, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства. Еще одним источников данных служат федеральные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В отличие от транзакционного аналитический сегмент не имеет 3-х летнего ограничения по глубине подъема данных.

Данные предназначены для информационно-аналитических подсистем Досье налогоплательщика и Визуально-сетевой анализ. В базовых налоговых органах начато тестирование подсистемы Досье налогоплательщика 2-й очереди.
Процесс выгрузки в аналитический сегмент является ресурсоемким, в связи с чем, его запуск возможен только в выходные дни в монопольном режиме. С целью исключения проблем с каналами связи и нехваткой дискового пространства при первоначальной выгрузке все регионы разбиты на группы. Для каждой группы определена своя неделя для передачи данных. Последующее обновление данных в хранилище должно быть обеспечено еженедельными инкрементальными выгрузками.

На базе всех налоговых органов страны проводится опытная эксплуатация аналитической подсистемы «Анализ имущественных налогов». Внедрение системы позволит проводить комплексный анализ структуры и прогнозирование поступления имущественных налогов, предоставить доступ к этой информации муниципальным образованиям для определения ставок регионального законодательства.
В АИС Налог-3 планируется создание Единого программного продукта, который будет создан на базе аналитического сегмента и который должен объединить и вобрать в себя все имеющиеся информационные ресурсы не только Контрольного управления – ВНП-отбор, Предпроверочный анализ, Досье рисков, задача Риски и др., но и ИР Аналитического управления – Анализ СОИ (Налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов), Управления камерального контроля – АСК НДС (Автоматизированная система контроля за возмещением НДС), Управления трансфертного ценообразования – Трансфертное ценообразование (сведения о контролируемых сделках).
Цель – создание Единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для проведения предпроверочного анализа, для проведения камеральных налоговых проверок, а также планирования и проведения выездных налоговых проверок.

Опытная эксплуатация АИС «Налог-3» показывает, что с 1 января 2014 года даже при условии готовности функционала полномасштабный одномоментный запуск АИС «Налог-3» в промышленную эксплуатацию не представляется возможным. Это обусловлено 2 основными причинами:
Во-первых, текущая инфраструктура федерального ЦОД не может обеспечить все потребности АИС «Налог-3» и необходимо планировать пошаговое внедрение АИС Налог-3 с учетом этапов работ по созданию больших ЦОДов.
2-я причина – неготовность баз данных инспекций к переносу как в транзакционный сегмент, так и аналитический. Время, необходимое на исправление ошибок, несопоставимо с их объемом и временем, оставшимся до конца текущего года.
В этой связи группой управления проектом ФНС подготовлены предложения о поэтапном внедрении части подсистем АИС «Налог-3» и продолжении опытной эксплуатации всех остальных.

В части транзакционного сегмента:
Сентябрь 2013 года – Запускается в промышленную эксплуатацию программное обеспечение идентификации физических лиц и объектов собственности. В отношении идентификации физических лиц соответствующий приказ и план-график подключения регионов уже утверждены.
Январь 2014 года – Первыми вводятся в промышленную эксплуатацию обеспечивающие подсистемы: Централизованная система управления доступом, Подсистема Управления кадрами, Системы юридически значимого документооборота
2-й квартал 2014 года (май) – Ввод в эксплуатацию первых транзакционных подсистем. Ими станут Централизованная система регистрации и Централизованная система учета налогоплательщиков. Обращаю внимание, что к этому времени налоговыми органами должны быть завершены все работы по подготовке данных по блокам, связанным с перечисленными системами
3-4 квартал 2014 года – Планируется запустить полнофункциональную версию АИС «Налог-3» в 9 Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам.

В части аналитического сегмента:
Ноябрь 2013 года – Налоговые органы должны обеспечить первоначальное наполнение аналитического сегмента хранилища в объеме всей страны. Приказ и план-график подъема данных находится в высокой степени готовности и будет утвержден в ближайшее время.
Январь 2014 года – Ввод в эксплуатацию аналитической подсистемы Досье налогоплательщика, личного кабинета юридического лица При этом параллельно начнутся работы по наполнению аналитического сегмента новыми группами данных, в первую очередь в части контрольной работы, и выводу из эксплуатации ПК ВАИ.
3-4 квартал 2014 – Будут: разработаны приложения для автоматической классификации налогоплательщиков и мониторинга налоговой базы регионов и налогоплательщиков модернизированы федеральные информационные ресурсов с учетом внедряемых транзакционных подсистем и расширения состава данных аналитического слоя.

Обеспеченность регионов средствами вычислительной техники, необходимыми для внедрения.
По данным на 1 сентября текущего года налоговые органы на 54,6% обеспечены средствами вычислительной техники, отвечающими требованиям АИС «Налог-3». С учетом предстоящих закупок текущего года прогноз обеспеченности на 1 февраля 2014 года составляет 89,6% (в стартовых регионах – 100%).

Этапы обучения АИС «Налог-3»
В 2013 году начат процесс обучения АИС «Налог-3». Первыми обучение прошли сотрудники рабочих групп базовых налоговых органов, принимающие непосредственное участие в функциональном тестировании. Анкеты слушателей 1-го этапа послужили источниками для доработки учебного материала для 2-го этапа – обучения репликаторов.
2 этап обучения специалистов:
Начало 11.11.2013 года – окончание 13.12.2013 года
Обучение проходят главные технологи, а также специалисты Управления и инспекций по следующим направлениям:
• Учет налогоплательщиков – юридических и физических лиц
• Камеральные налоговые проверки физических лиц
• Камеральные налоговые проверки юридических лиц
• Выездные налоговые проверки
• Урегулирование задолженности. Обеспечение процедур банкротства
• Юридическая работа, в том числе досудебное урегулирование
• Ввод данных
• Информационные технологии
Продолжительность обучения – 40 часов
3 914 репликаторов в целом по стране, в том числе:
951 чел. очное обучение в целом по стране
2 963 чел. заочное обучение в целом по стране

Читайте так же:  Кбк для ип на усн в 2019-2020 году

Концепция ИТ-поддержки процессов налогового администрирования в условиях централизации информационных ресурсов ФНС России

Асадулаев В.Ю.
выпускник группы MBA CIO 28А
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В правительственном документе “Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов” совершенствование налогового администрирования называется одним из приоритетных направлений налоговой политики государства, источником дополнительных поступлений в бюджетную систему. Без комплексной модернизации налоговых органов поставленная задача обеспечения максимально возможного сбора налогов при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя, возлагаемое на налогоплательщиков, представляется не решаемой.

Одним из ключевых факторов повышения результативности работы службы руководство ФНС России определяет эффективность поддержки процессов налогового администрирования со стороны информационных технологий. Следующим шагом на этом пути становится принятие первым лицом ведомства стратегического решения об инвестировании в принципиально новую автоматизированную информационную систему (АИС Налог – 3), решения, основанного на понимании того, что для реализации поставленных государством задач налоговая служба должна стать сервисной службой, деятельность которой строится на партнерских взаимоотношениях с налогоплательщиками. При этом задачей информационного менеджмента становится предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщикам, государственным и муниципальным органам власти), так и внутренним пользователям АИС.

Архитектура действующей автоматизированной информационной системы ФНС России сформирована более 10 лет назад и повторяет трехуровневую структуру ФНС России (ИФНС – УФНС по субъектам РФ – ЦА ФНС). Часть информации со временем была перенесена в Федеральный центр обработки данных (ФЦОД), на ее основе были созданы федеральные информационные ресурсы (ФИР), что позволило ведомству внедрить более двадцати электронных сервисов, которые в настоящее время широко используются налогоплательщиками.

Однако, нормативно-правовая база налогового администрирования в последнее время претерпевает значительные изменения (лишь некоторые из них: консолидированные группы налогоплательщиков, взаимозависимые лица при трансфертном ценообразовании, новая концепция планирования выездных проверок, введение имущественного налога, предоставление инвестиционного налогового кредита), что требует существенной доработки информационных систем всех уровней налоговой службы с организацией многочисленных механизмов обмена информацией, в том числе межуровневой. Риски потери, дублирования, искажения информации, в том числе, касающейся персональных данных налогоплательщиков и налоговой тайны, увеличиваются с появлением каждой новой задачи, так как существующая архитектура информационных систем и технологическая инфраструктура не соответствуют новым требованиям налогового администрирования.

Анализ вариантов реализации АИС Налог – 3, как информационной системы, удовлетворяющей современному уровню налогового администрирования, и с учетом перспектив его дальнейшего развития, показал, что предпочтительным является архитектурное решение, основанное на централизации всех информационных ресурсов в Федеральном хранилище данных (ФХД). Взаимодействие основных компонентов прикладной архитектуры (верхнего уровня) строится через ФХД и представлено на рисунке.

Изображение - Бизнес функция налогового автомата исполняется proxy?url=http%3A%2F%2Fjournal.itmane.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fclip_image002_0

Федеральное хранилище данных является ядром АИС Налог – 3 и представляет собой логически целостное хранилище полной, непротиворечивой, очищенной, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для обеспечения налогового администрирования и исполнения налогового законодательства. При этом хранилище состоит из двух сегментов: транзакционного(OLTP) и аналитического(OLAP) сегментов; передача данных из транзакционного в аналитический сегмент осуществляется посредством ETL.

Автоматизация процессов налогового администрирования в новой архитектуре (подсистемы налогового администрирования) потребовала проведение реинжиниринга бизнес-процессов ведомства. В результате были выделены функции, требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и налогоплательщиками, которые выполняются на уровне налоговых органов(интерактивные сервисы), и функции «налогового автомата», которые должны быть перенесены в ЦОДы.

Подсистемы внешнего взаимодействия обеспечивают единую точку входа как для решения задач по предоставлению информации государственным и муниципальным органами власти через систему межведомственного электронного взаимодействия(СМЭВ) и портал госуслуг, так и для развития таких сервисов, как «Личный кабинет», который позволит перенести все предусмотренные законодательством виды взаимодействия с ФНС России в электронный вид и обеспечит налогоплательщиков удобным и оперативным инструментом контроля за состоянием своих налоговых обязательств. При этом существенно снижается нагрузка на налоговые органы.

Информационно-аналитические подсистемы(приложения) строятся на агрегированных данных аналитического сегмента ФХД и предназначены для решения задач по анализу, моделированию и прогнозированию тех или иных показателей деятельности налоговых органов, оценки эффективности работы отдельных организационных единиц ведомства на основе KPI, предоставления комплексной информации по налогоплательщику, выявлению взаимосвязей между налогоплательщиками, классификации налогоплательщиков по заданным критериям на основании всей имеющейся информации.

Читайте так же:  Договор между ип и ооо - советы при составлении

Для каждой из компонент целевой архитектуры АИС Налог – 3 на основе разработанной методики был произведен выбор программно-технологической платформы. Так, например, для транзакционного сегмента в качестве машины базы данных была выбрана Exadata, для аналитического сегмента тесты показали преимущество Teradata, обеспечивающую подсистему «Электронный архив» планируется построить на IBM FileNet, а информационно-аналитические подсистемы на платформе «Прогноз» 7.

Объемность проекта, сжатые сроки реализации (планируемый срок ввода в эксплуатацию – 01.01.2014), большое количество вендоров и фирм-субподрядчиков, потребовало создание в рамках ГНИВЦ ФНС России специализированного Центра управления проектами, руководителями проектов которого ведется управление более чем двадцати проектами, сгруппированных в пять портфелей (см. рисунок).

Переход на новую централизованную технологию налогового администрирования предлагается осуществить методом «большого взрыва», то есть единовременно по всей стране, чтобы избежать необходимости реализации механизмов обмена информацией между системами.

Среди многочисленных эффектов, ожидаемых от внедрения АИС «Налог-3», можно выделить социальные: снижение потенциальной коррупционности процессов налогового администрирования на всех уровнях управления ФНС России, повышение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, снижение общего уровня налоговых нарушений в стране.

Изображение - Бизнес функция налогового автомата исполняется proxy?url=https%3A%2F%2Fs0.rbk.ru%2Fv6_top_pics%2Fresized%2F1180xH%2Fmedia%2Fimg%2F5%2F28%2F754266897790285

​Ждите ответа

Москвич Роман Блохин 30 января 2015 года подал документы в ИФНС №46 по Москве, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. По регламенту ФНС регистрационные действия должны занять не более пяти рабочих дней, но по состоянию на 18 марта Блохин так и не стал полноценным ИП. «Запись в ЕГРИП о том, что я стал предпринимателем, внесена еще 5 февраля, но до сих пор я не получил в ФНС свидетельство о постановке на налоговый учет в качестве ИП», — рассказал он РБК.

Создательница онлайн-сервиса «Я люблю ИП», помогающего начинающим предпринимателям подготовить документы для регистрации ИП, Светлана Малахова рассказала РБК, что проблемы существуют не только в Москве. «Нам известны случаи в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Челябинске, Иркутске, — сообщила она. — В этих городах существуют задержки до двух недель».

Уполномоченный по правам предпринимателей города Москвы Михаил Вышегородцев сказал РБК, что к нему поступило несколько обращений от предпринимателей с такой проблемой. По его словам, их вопрос был оперативно решен «в ручном режиме».

По данным ФНС, за январь-февраль 2015 года в России было зарегистрировано 108 192 индивидуальных предпринимателя, что на 23% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Статистика по регистрации юридических лиц негативная: новых компаний за два первых месяца появилось в 2,5 раза меньше (26 820), чем годом ранее (68 940).

Без бумажки нет бизнеса

Отсутствие у предпринимателя или компании оригиналов документов о постановке на учет в налоговой (даже при внесении в реестр юрлиц или ИП) не позволяет вести бизнес, отмечает Светлана Малахова. «Нельзя открыть счет в банке, а без этого — принимать платежи и заключать контракты», — объясняет она. «Я решил зарегистрировать ИП, чтобы вести бизнес легально и платить налоги, а теперь из-за срыва сроков регистрации я не могу заключить контракт с клиентом», — сетует Блохин.

Предпринимателя удивляет, почему ФНС не может предупредить желающих начать свое дело, что по техническим причинам это сделать сейчас сложно. «В УФНС №46 очень формальное отношение: никто не хочет ничего объяснять, — говорит Блохин. — Получается, что с экрана телевизора власти говорят о поддержке бизнеса, упрощении процедур, а на деле не могут несколько месяцев отладить процесс регистрации новых фирм».

Это не так, спорит чиновник правительства Москвы. Он рассказывает, что руководитель УФНС по Москве Марина Третьякова, с которой он разговаривал, взяла проблему под личный контроль и пообещала решить ее в течение месяца. По его словам, в сложных случаях, например, когда наличие документов требуется для получения кредита или в других срочных ситуациях, вопрос решается в ручном режиме.

«Сотрудники ФНС работают сутками, чтобы устранить неполадки, — говорит источник РБК, близкий к ФНС. — Мы надеемся, что все проблемы будут решены в течение ближайшей недели-двух и вся задолженность по выдаче документов будет ликвидирована». Представитель ФНС не комментирует ситуацию. Пресс-секретарь УФНС по Москве Елена Павлова отказалась оперативно прокомментировать ситуацию по телефону, сославшись на регламент взаимодействия со СМИ, по которому ответы на запросы по факсу представляются управлением в течение семи дней.

В чем проблема

Проблема возникла в связи с переходом ФНС на новый программно-технический комплекс «Налог-3», рассказали РБК источник, близкий к ФНС, и чиновник правительства Москвы. Об этом также знает замгендиректора консалтинговой компании «Бизнес Лайтхаус» Александр Денисенко. По его словам, з адержки начались 12–15 декабря 2014 года. «По нашим клиентам средний срок задержки сост авляет семь дней, — отмечает он. — Если задержка превышает этот срок, мы пишем жалобу в ФНС, и они ищут наши документы в ручном режиме».

Читайте так же:  Образец заявление о приеме на работу к ип

В сентябре 2013 года начальник отдела системного проектирования центра безопасности информации ФГУП «Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС» (ГНИВЦ) Андрей Щеверов объяснял в интервью PC Week/RE необходимость внедрения «Налога-3» перестройкой структуры информационной системы налогового администрирования страны. «Если ранее консолидация налоговых данных производилась на региональном уровне, то теперь вся информация будет сразу консолидироваться в единой точке — главном ЦОДе [центре обработки данных] ФНС. Соответственно и доступ к ЦОДу будет у всех сотрудников налоговой службы со всех объектов ФНС», — отмечал он.

Сейчас данные, используемые налоговыми органами, хранятся разрозненно, объясняет партнер юрфирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. Часть хранится в территориальных налоговых инспекциях и территориальных центрах обработки данных, часть — в федеральном ЦОДе. И, к примеру, для того чтобы налоговая инспекция смогла получить информацию о налогоплательщике, который стоит на налоговом учете в другом регионе, ей нужно направить запрос в тот регион, где он зарегистрирован. Предполагается, что после введения «Налога-3» внутриинспекционного обмена информацией не будет — все нужные сведения можно будет получить, зайдя в единую базу данных. Посредством этой системы должен осуществляться и обмен с внешними базами — Росреестра, БТИ и других органов, чьи данные используются в работе налоговых органов.

Цена вопроса

В период 2011–2014 годов, по данным сайта госзакупок, ГНИВЦ выиграл семь конкурсов ФНС на разработку, внедрение и техническое сопровождение ИАС «Налог-3» на общую сумму около 4,7 млрд руб. В большинстве конкурсов на поиск подрядчика конкурентом ГНИВЦ выступала «ИБС-Экспертиза», входящая в холдинг IBS. Не вся разработка АИС «Налог-3» осуществлялась ГНИВЦ самостоятельно: на сайте госзакупок имеется серия как минимум из 22 заявок на закупку у единственного поставщика на сумму свыше 422 млн руб., которые были размещены после того, как ГНИВЦ в июне 2014 года выиграл очередной конкурс ФНС на развитие и разработку ИАС «Налог-3» (на сумму 814,2 млн руб.).

В приемной генерального директора ГНИВЦ РБК не смогли прокомментировать информацию о том, что именно программный комплекс ИАС «Налог-3» стал причиной сбоя в работе ФНС по всей стране.

Сейчас «Налог-3» применяется в тестовом режиме, этот период будет продолжаться до 10 декабря 2015 года, согласно приказу ФНС от 11 февраля 2013 года, отмечает партнер компании «Деловой фарватер» Роман Терехин. После того как она заработает в полную силу, она сослужит ФНС хорошую службу: устранит существующее сейчас дублирование информации, автоматизирует многие процессы, ускорит время на выполнение запросов, улучшит контроль над налогоплательщиками и самими налоговыми органами, работа налоговиков будет происходить с актуальной информацией, говорит он.

Как ФНС автоматизировала свою работу

1994

В эксплуатацию введена автоматизированная информационная система «Налог». Она состояла из нескольких уровней — от территориальной инспекции до федерального уровня. На первом этапе система позволяла решать типовые задачи, связанные с составлением отчетности налоговых органов, ведением карточек расчетов налогоплательщиком с бюджетом и так далее. Система не была централизована. Региональные базы существовали отдельно от федеральных, но между ними происходил обмен сведениями. Позднее система несколько раз обновлялась.

1999

Началась разработка АИС «Налог-2 Москва».

2004

АИС «Налог-2 Москва» внедрили во все налоговые инспекции Москвы. Система позволяла получить детализированную информацию об исполнении налоговых обязанностей налогоплательщика из Москвы, оперативно прогнозировать и обрабатывать начисления в бюджет, автоматически проводить интеграцию данных из разнородных источников (ГИБДД, БТИ) в базы данных налоговых инспекций для более полного расчета налогов.

2010

Принято решение о разработке АИС «Налог-3».

2013

Началась опытная эксплуатация системы «Налог-3». Предполагается, что она будет максимально защищена от ошибок ручного ввода данных и оптимизирована для межведомственного информационного обмена. Это единое централизованное хранилище данных — сведения о налогоплательщиках, их имуществе и доходах, налоговых обязанностях и санкциях. Данные в ней постоянно обновляются и автоматически анализируются.

Изображение - Бизнес функция налогового автомата исполняется 34457565634535
Автор статьи: Василий Панасейко

Позвольте представиться. Меня зовут Василий. Я уже более 15 лет являюсь частным предпринимателем. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here